В рамках проекта Укргосдолгострой в Центре совместных действий попытались взглянуть на то, как менялись институты власти в течение тридцати лет. Мы готовили обзоры отдельных эпох и проводили интервью с теми, кто принимал непосредственное участие в процессе становления государственных институтов. Большинство из них заявляли о том, что самым проблемным звеном государственной системы Украины является президент. Такие же выводы сделали в процессе подготовки аналитического обзора История баланса властей в независимой Украине.
Глава государства фактически никому не подчиняется. Его сложно привлечь к ответственности, но он всегда пытается концентрировать как можно больше власти только в своих руках.
Конституция Украины содержит исчерпывающий перечень полномочий президента и запрещает ему прибирать к рукам другие полномочия. Но с Основным Законом не считался никто из тех, кто возглавлял наше государство. Предыдущие президенты накопили целый арсенал таких примеров. Здесь вам и увольнения судей КСУ отменой указа о назначении и покровительство в искажении результатов выборов и нарушения права на мирный протест ценой более чем сотни человеческих жизней, и усиление влияния на госрегуляторов и т. д.
Сегодня мы наблюдаем апогей деформации системы власти, когда центр принятия решений в формально парламентско-президентской республике окончательно переместился на Банковую и точно не находится ни в парламенте, ни в Кабмине. Глава государства остается самым влиятельным политиком, но при этом он почему-то никогда не несет ответственности за провалы.
Более того, влиятельными политиками становятся работники Офиса президента — структуры, которая должна следить, чтобы президент вовремя приходил на совещания, чтобы на встречах почетных гостей было все по протоколу и чтобы глава государства вовремя подписывал законы. Глава ОП и его заместители, которых ни один украинец не выбирал, почему-то больше всего влияют на повестку дня — приезжают с визитами в регионы и другие страны или следят за работой госорганов и председательствуют на совместных совещаниях. Но ни у чиновников, ни у депутатов Верховной Рады нет никаких возражений по поводу того, что страной руководит свита, которой никто этого не поручал на выборах и которая никого из нас, граждан и избирателей, а не представляет во власти. Это ловушка, из которой мы не выберемся, пока президент де-факто будет руководить исполнительной властью и иметь размытую ответственность.
При текущем конструкте системы власти после следующего избирательного цикла нас ждут два варианта развития событий. Или президент будет ломать Раду и Кабмин через колено, или депутаты и министры будут только фасадом и внешними щупальцами президентской вертикали. Причем ни в одном из этих вариантов нет ответа на вопрос: «Как нам строить безопасную и успешную страну?»
Однако это непременно должно измениться, хотя для этого нужно еще немного времени.
У украинцев тоже есть небольшое домашнее задание — к предстоящим выборам наконец разобраться с полномочиями органов власти в соответствии с Основным Законом. Большинство граждан очень хорошо осознает, что именно решения, противоречащие Конституции, больше всего угрожают демократии в Украине. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования Как украинцы понимают и оценивают систему власти. Только мало кто знает, что источником большинства неконституционных решений в нашей стране является улица Банковая с президентом во главе.
Через три десятилетия после обретения независимости очевиден тот факт, что Украина вышла из тени СССР и не двигается в системе координат «русского мира». Украинцы завоевали свое право на европейский путь и уже от него не отступят: об этом свидетельствуют все авторитетные социологические исследования.
Поэтому мы наконец должны ее пересмотреть. Уменьшить власть одного человека в пользу власти всего народа. Забрать у президентов все, что связано с исполнительной властью, и передать правительству. Чтобы страной управляла понятная людям и подотчетная парламенту организация, а не кривое зеркало улицы Банковой. От которого никогда не знаешь, чего ждать, и с кого за что спросить.
В конце концов, такой сильный народ, как наш, не может зависеть от того, в каком настроении сегодня проснулся один человек. Это против нашей свободолюбивой природы и традиции коллективной ответственности за судьбу своего края. Поэтому в ближайшее время мы должны продолжить ту политическую эволюцию, которая началась 30 лет назад. И на деле, а не словах, дойти от власти вождя к власти народа.
Авторитарные президенты из украинской государственной системы выпадают, и это — уникальный кейс на постсоветском пространстве. В отличие от своих северных соседей мы не склонны становиться на колени перед царем. Но наша Конституция запрограммирована так, что цари каждый раз рождаются и бросают нам — свободным людям — вызов.