До реформы получить ее было настоящим квестом. Вся процедура занимала от трех дней, если повезет. Но часто процесс растягивался на две недели.
Очереди, талончики, стрессы, квитанции. И перерыв на обед с 13 до 14. Нужно было дважды идти в ЦНАП. В первом случае, чтобы подать заявление на изменение места регистрации. Во втором случае, чтобы получить результат услуги. Если вы регистрируетесь не в собственном жилье, то вам надо прийти в ЦНАП с владельцем жилья, который бы подтвердил регистрацию.
А военнообязанным надо еще и военкоматы посетить — чтобы сняться с учета в одном городе и стать на учет в другом. Конечно, походы в военкомат тоже сопровождались очередями, бумажной волокитой и медкомиссией. Если все сложить, то изменить регистрацию занимает плюс-минус бесконечность времени.
А что в мире
За рубежом ситуация с изменением прописки выглядит лучше. Можно приходить с документами в госучреждения, бронировать время для посещения, общаться с чиновниками, если есть желание. А можно все сделать онлайн. Вот несколько примеров.
Эстония процесс изменения прописки цифровизировала. Можно отправить заявление, подтвержденное электронной подписью, на почту, а можно — оповестить местные органы управления о переезде через личный кабинет в Электронном реестре народонаселения. В Литве сменить место регистрации можно через портал государственных услуг с помощью одного заявления в собственном аккаунте.
В Польше уже три года работает e-meldunek. Изменить место регистрации можно на сайте госуслуг. Для этого надо авторизоваться в кабинете и заполнить заявление — и все. В Швеции место регистрации можно изменить на сайте государственной налогового агентства: надо зайти в личный кабинет и заполнить заявление. Сообщение обработают органы местной власти и внесут изменения в реестр.
Как это работало в Украине и как изменится
Это парадокс: государство требует от вас документ, которым само же и владеет. Почему так? Пять лет назад был принят закон о создании реестров для каждой общины. Их стало больше 7000 но они не были связаны между собой совсем. А с Единым государственным демографическим реестром тем более. Обмена информацией относительно места регистрации граждан кроме бумажного не было.
Например, вы хотели бы зарегистрироваться в новой территориальной общине. Община направляет письмо в ваш город и отдельно в демографический реестр. Очень запутанный путь, который значительно замедлял процесс. Письмо могло потеряться и найтись значительно позже или вообще не дойти.
Как изменится эта процедура? Теперь все территориальные общины обязаны передавать информацию в демографический реестр в электронном виде. Разработан специальный инструмент на базе демографического реестра, который собирает данные из реестра одной общины и автоматически подтягивает их в реестр другой. А сельские общины, которые вели реестр в таблицах Excel, или в бумажных журналах, теперь будут иметь возможность работать в электронной базе.
Также мы впервые в истории подключились к реестру военнообязанных. Сейчас Дия делает запрос в этот реестр и сведения о новом месте регистрации после его изменения автоматически передаются для изменения учета со старого военкомата в новый. Это означает, что менять регистрацию теперь можно без посещения военкомата вообще. Надо отметить, что это касается людей, у которых все в порядке с документами. Если у вас нет, например, военного билета, то сходить в военкомат для его оформления все же придется.
Сейчас услуга работает в семи городах — Киев, Харьков, Ровно, Луцк, Кривой Рог, Мариуполь и Винница. Она доступна для владельцев ID-карточек. Новая регистрация будет отображаться в вашей Дии — во внутреннем или заграничном паспорте. Следующий шаг — возможность изменения места регистрации онлайн и для бумажных паспортов.
Недавно в первом чтении был принят законопроект об изменении места регистрации онлайн. Это значит, что мы на шаг ближе к отмене штампа в паспорте-книжке или бумажной справки к ID-карте, которые нужно было носить вместе.
Переход этой услуги в цифровой формат — пример государства, как эффективного сервиса, который действительно помогает, а не мешает. И это только начало изменений. Благодаря цифровизации мы сможем перевести 100% услуги в онлайн и построить удобное государство, где каждый будет получать услуги тогда и как это удобно ему. Без очередей, поездок, коррупции и бюрократии.