За месяц до визита Вселенского патриарха Варфоломея. Что происходит в Украине
Церковь — очень консервативная структура, изменения в ней происходят медленно, но если уж происходят, то имеют далеко идущие последствия.
Томос — событие, которое, как некоторые говорят, можно сравнить с геополитическим распадом СССР. Он имеет огромное геополитическое и церковное значение, поскольку Православная церковь Украины (ПЦУ) стала одной из канонических церквей. Их — 15, мы стали 16-й. Правда, в зависимости от того, как считать, так как Американскую православную церковь не все признают.
В то же время мы должны понимать, что раскол православия, который был в Украине, был этим преодолен.
Большая часть УПЦ МП не присоединилась к ПЦУ, и православие остается расколотым. Есть две большие православные церкви, но, опять же, процесс изменений в церкви всегда очень медленный. Здесь что главное? Что ПЦУ стала каноничной и начала приобретать дополнительное количество сторонников. Начался переход православных общин от Московского патриархата в ПЦУ.
После избрания Зеленского этот процесс застопорился. В то время как позиция Порошенко была очевидной и он много приложил к получению Томоса, Зеленский, когда его избрали, демонстративно дистанцировался от этого вопроса. Более того — заместитель председателя Офиса президента Сергей Трофимов, по многим данным, был очень близок к Московскому патриархату и к митрополиту Онуфрию. И процесс не только не стимулировал, а наоборот: на некоторые общины, которые выражали свое желание присоединиться к ПЦУ, оказывалось давление, чтобы они этого не делали. И вот тогда казалось, что этот процесс застопорился. Но позиция Зеленского на посту президента стала меняться, в том числе и в церковном вопросе.
Зеленский пригласил Константинопольского Патриарха Варфоломея приехать в Украину на 30-летие независимости. Это очень важное событие. Варфоломей предоставил Томос ПЦУ, и его пригласили и президент, и Кабмин, и ПЦУ.
Приведу несколько цифр из июньского опроса КМИС: среди верующих Московского патриархата 50% приветствуют визит Варфоломея в Украину и лишь 15% — нет. Но руководители РПЦ и УПЦ МП уже протестуют против этого визита.
Напомним, что Русская православная церковь в Украине маскируется, называет себя — Украинская православная церковь — и не упоминает, что принадлежит к Московскому патриархату.
Мы видим, что представители УПЦ МП не встают в зале Рады, когда почитается память украинских героев, погибших на войне — это, очевидно, отрицательный знак. Что и приводит к тому, что часть верующих МП переходит в ПЦУ.
Сейчас в мире 16 автокефальных православных церквей, и когда предстоятели этих церквей проводят службу, они упоминают поименно руководителей других церквей. Епифаний, как вы думаете, упоминает ли патриарха РПЦ Кирилла? Упоминает, потому придерживается канонических принципов. А представители РПЦ сейчас перестали упоминать имя Варфоломея. Это вообще неслыханно. А почему они так злы на него? А потому, что Варфоломей предоставил Томос ПЦУ.
Вселенский патриарх является первым среди равных, а они его не упоминают. Это свидетельствует и о нетерпимости РПЦ, и о том, насколько их, употреблю нерелигиозное слово, «достал» Томос, полученный ПЦУ.
Сказав это, я хочу сделать очень важную оговорку. Церковь, принадлежность к определенной конфессии, это внутреннее дело каждого, здесь не должно быть никакого давления. Украинская церковь получила Томос — стала канонической, независимой от Москвы. И это важно для государства в целом, так, что даже такие маленькие церкви как Албанская православная, Польская православная, Чешская православная — имеют автокефальный статус. У Православной церкви в Украине не было этого статуса, сейчас — есть. Раньше люди боялись ходить в Украинскую церковь, поскольку она не была канонической. Но мы должны понимать, что часть верующих все равно будет принадлежать к УПЦ МП, независимо от того, какое они название употребляют или какое будет официальное название этой церкви. И поэтому мы должны относиться к этому спокойно и поддерживать с ними толерантный диалог, убеждать словом, а не пустыми лозунгами.