Паспортизация - как элемент гибридной войны России против Украины на Донбассе
Предоставление гражданства Российской федерации населению оккупированных территорией Донецкой и Луганской области, через раздачу российских паспортов – это эффективный и опробованный в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии и в Крыму, элемент гибридной войны.
Главная цель – это разрушение института гражданства Украины и социальная дезинтеграция населения, уничтожение национальной идентичности украинцев, создание действенного рычага давления на руководство Украины. Одновременно, это демонстрация силы, это жесткий сигнал украинской власти-граждан Украина на этой земле не будет проживать граждане Украины. Это игра в долгую, не зависимо о дальнейшей судьбе Донбасса. Россия готова безвозвратно умыкнуть миллионы работоспособных граждан, что в прочем, она делала и ранее через различные программы переселения украинских граждан в районы Сибири и Дальнего Востока.
В краткосрочной перспективе, через новых "россиян", Россия частично легализует свое присутствие, вводя прямое российское бюджетное финансирование населения псевдо-республик, создавая подконтрольные военизированные подразделения. Российское гражданство – это защитный механизм для наемников, коллаборационистов, уголовных элементов, сбежавших на неподконтрольную территорию. Это механизм контроля оккупированных территорий посредством контроля над людьми.
Территория, на которой не проживают граждане Украины, а проживает население имеющие паспорта России, становится объектом различных политических манипуляций, таких как: участие в выборах, призывы молодежи в Вооруженные Силы страны агрессора, и многое другое, что по своим последствиям разрушает украинскую государственность. Факт массовой раздачи паспортов с последующей защитой так называемых новых "россиян", фактически обосновывает присутствие оккупационного контингента на территории Луганской и Донецкой областях, и свидетельствует, что ведется подготовка возможного в любой момент вторжения регулярных российских войск в Донбасс.
Опыт оккупации территорий Грузии этому пример. Так с 1 июня 2002 по 2008 на территории Абхазии и Южной Осетии паспортизировано паспортами России 85-90% граждан. 8 августа 2008 года начался военный конфликт Южной Осетии, так же известный, как пятидневная российско-грузинская война. По заявлению министра иностранных дел России Лаврова это был, "военный ответ России на нападение Грузии на российских граждан и солдат миротворческого контингента".
Противодействовала ли грузинская власть российской паспортизации абхазов и осетин? Концептуально, Грузией сделана ставка на создание лучших условий жизни, в сравнении с оккупированными территориями. Был разработан план социальной поддержки в образовательной, медицинской сфере. Упрощен процесс получения грузинских паспортов, других документов для жителей Абхазии и Южной Осетии. Были выделены значительные бюджетные средства на развитие социально культурных программ. Все эти меры не дали результат и не приблизили ни на один шаг к решению вопроса восстановления территориальной целостности грузинского государства.
Россия разработала и реализует на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, через управляемые администрации, действенную программупринуждения населения по получению, так называемых паспортов ДНР и ЛНР. По сведениям разведки Украины, замглавы Администрации Президента РФ Козак, возглавил проект полной деукраинизации Донбасса. Защищается все украинское. Задействованы различные механизмы ограничения в получении социальных и материальных выплат, в устройстве на работу, в получении образования, запрещается выезд несовершеннолетних в Украину для получения паспортов, ограничены права граждан в правовой сфере.
Одновременно, в рамках комплексной программы, создана законодательная база упрощенного порядка получения российского гражданства. Обеспечен процесс ресурсами и исполнителями. Это контролируемый конвейер выдачи паспортов. По последним данным МВД России, на оккупированных украинских территориях, выдано более 500 000 тысяч паспортов. Основная масса граждан, получивших паспорта России – это бюджетники. Следующая категория – это военные. Третья группа по своему составу разноплановая – студенты, предприниматели, лица желающие выехать на постоянное жительство в Россию, другие граждане, как правило, российского происхождения.
Анализ изменений положений Федерального Закона "О гражданстве Российской федерации" в период с 31 мая 2002 года за период 2014 по 2020 показывает, что Закон активно используется для укрепления института гражданства Российской федерации и распространения его действия на территорию бывшего СССР. Приняты 18 Федеральных законов, внесшие существенные изменения в основной Закон "О гражданстве Российской Федерации", приведены в соответствие другие законодательные акты Российской Федерации, включая Уголовный кодекс. Фактически, подготовлена законодательная база предоставления гражданства России всем русскоговорящим жителям, независимо от места проживания. Одновременно, решается вопрос демографической нехватки населения, через поглощение трудовых ресурсов в бывших республиках СССР.
Успешной реализации этой программы, способствует тот факт, что на ныне оккупированных территориях проживает значительное количество граждан, прибывших в разное время из России, имеющих советский менталитет, имеющих родственников в России, считающих, что получение паспорта Российской Федерации, позволит им получать не только украинскую пенсию, но и российскую. До 2021 года Украина де-факто не предпринимала эффективные мер по противодействию негативной деятельности российских спецслужб в разрушении института гражданства на оккупированных территориях, ограничившись заявлениями о недопустимости паспортизации и нарушении международного законодательства. Старалась не замечать и игнорировать возможные последствия факта получения российского гражданства.
Такую политическую позицию Украина занимала и по отношению паспортизации украинцев паспортами Венгрии и Румынии. По имеющимся в открытой печати сведениям, гражданами Венгрии стали уже более 100 тысяч украинцев. Только после скандала о раздаче венгерских паспортов на фуршете в консульстве Венгрии в городе Берегово Закарпатской области, где граждане Украины получая паспорта давали присягу на верность Венгрии, украинский МИД потребовал прекратить эти недружественные действия, пригрозив даже выслать консула, но процесс до настоящего времени не остановлен. Нельзя исключать, что в случае серьезного обострения, на российской-украинской границе, Венгрия, как и Россия в военном конфликте с Грузией, заявит о защите венгерских граждан, населяющих территорию украинского Закарпатья, при этом подымет вопрос о возвращении исторических земель. Все может начаться, как на Донбассе с провозглашения Венгерская народная Республики.
Не отстает в вопросе раздаче своего гражданства и Румыния. Эксперты считают, что в настоящее время не менее 90 тысяч румынских паспортов выдано гражданам Украины. Основная масса "новых граждан Румынии" окапалась в Черновицкой и Одесской области. Бесконтрольное получения румынских паспортов способствует, в первую очередь, к усилению процессов безвозвратной трудовой миграции. Кроме того, идея "Великой Румынии" не оставляют умы политической элита этого государства. Все чаще появляются требования по поводу обучения в школах на румынском языке и решения спорных моментов на украино-румынской границе.
Сложившаяся ситуация разрушения института гражданства Украины, стала реальной угрозой национальной безопасности. К этому следует добавить и заявление России раздать гражданам Украины до конца 2021 года 1 миллион российских паспортов, а к 2025 году она по упрощенной схеме намерена изъять все украинские паспорта. Возникшая угроза целостности украинских территорий, создания сепаратистских анклавов, заставила нынешнюю власть срочно рассмотреть вопрос на Совете Национальной безопасности и обороны и ввести в действия решение "О неотложных мерах по противодействию угрозам национальной безопасности в сфере гражданства".
Анализ принятых решений свидетельствует:
–государство не только устранилось от процессов, происходящих в сфере гражданства, но и утратило контроль за численность граждан имеющих гражданство других государств;
–государственные органы, имеющие полномочия по созданию нормативных актов, не принимали необходимых мер по минимизации действий граждан в части нарушения положения конституции Украины и законодательства Украины;
–Миграционная Служба Украина и ряд других государственных органов в компетенции которых находятся полномочия по реализации и исполнению положений Законов Украины "О гражданстве Украины", Закона Украины "О правовом статусе иностранцев", Закон Украины "О государственной тайне", Закон Украина "О предупреждении коррупции", Закон Украины "О выборах народных депутатов" и других законов, имеющих правовые ограничения для лиц с гражданством других стран, самоустранились от решения проблемных вопросов де-факта двойного гражданства.
Почему исполнительные институты государственной власти ранее не реагировали на бесконтрольное получение гражданами паспортов других государств и не применяли мер к нарушителям выше указанных законов, а также не использовали ст. 19 Закона Украины "О гражданстве Украины", вопрос риторический.
Приостановит ли процесс получения иностранного гражданства украинским населением на оккупированных территориях законодательство, разработанное на основании Указа Президента Украины № 85\2021? Станут ли "токсичными" ранее полученные паспорта? Будет ли наведен должный учет лиц имеющих гражданство других государств? Будет ли введена административная или уголовная ответственность за сокрытие сведений о наличии второго гражданства? Будут ли приняты другие меры по защите института гражданства Украины? Готова ли Украина к жестким мерам? Покажет только время.
Послесловие
В свое время заслуженный юрист Украины, разработчик Конституции Украины – Виктор Мусияка разъяснил в интервью известному интернет-изданию принципы гражданства Украины. Вот некоторые цитаты из интервью:
"Конституция не допускает двойное гражданство".
"Конституция Украины четко определяет, что в Украине есть единое гражданство, а 25 статья Конституции Украины говорит, что гражданин не может быть лишен гражданства Украины, но он имеет право изменить украинское гражданство на гражданство другого государства. Так вот, с момента, когда гражданин Украины приобрел гражданство другого государства, он воспользовался своим конституционным правом на изменение гражданства. Это не значит, что этого гражданина следует лишать гражданства. Надо зафиксировать в Законе "О гражданстве Украины", что с момента получения гражданства другого государства, то есть, паспорта, который удостоверяет получение гражданства другого государства, гражданин Украины, воспользовался своим конституционным правом изменить гражданство Украины на гражданство другого государства. Все, – он стал гражданином другого государства, и прекратил пребывание в гражданстве Украины. Он иностранец в Украине. Вот его статус. Он может здесь жить, но он не может избираться, не может быть избранным не может претендовать на многие вещи, то есть важными для государства.
Это нужно, чтобы люди знали, те, кто будут получать там паспорта".
Урегулирование проблемы наличия у граждан Украины несколько паспортов может вызвать недовольство определенных социальных групп, особенно на западе Украины, но другого выхода нет. Государство наконец-то должно найти мужество на признание факта наличия на ее территории граждан-иностранцев, имеющих паспорта других государств. Мы не можем прикрываться позицией непризнания, так как законодательство Украины в сфере миграции четко регламентирует действия сотрудников миграционной службы в отношении иностранцев, а именно обязует: установить факт утраты гражданства, привлечь к административной ответственности за незаконное проживание на территории Украины, рассмотреть вопрос о получении вида на жительство.
Решение проблем иностранной паспортизации возможно и через принятия статьи о двойном гражданстве в закон Украины "О гражданстве Украины". Это совместные со странами, имеющими в своем законодательстве положения о двойном гражданстве, политическое решение. В современных условиях оно возможно только с государствами западной демократии, такими как, страны ЕС, США, Канада и другие. России в этом списке быть не может. Кроме этого, должны быть проголосованы изменения в Конституцию Украины относительно единого гражданства, на которые надо собрать 300 голосов.
Следующее, что нужно сделать – это принять законодательство, в части, декларирования факта наличия иностранного гражданства и ввести строгое наказание за его сокрытие. Также, необходимо определится с государственным органом, на котором будет лежать ответственность за реализацию принятого законодательства в сфере гражданства. Нужно расширить полномочия Миграционной службы Украины, возложить на ее подразделения, которые занимаются вопросами нелегальной миграции, функций выявления "иностранцев", получивших паспорта других государств. Необходимо привлечь СБУ, Пограничную службу Украины, и другие заинтересованные службы, к выявлению лиц, имеющих двойное гражданство.
Кроме этого, нужно внести в Уголовный кодекс Украины, в Кодекс Украины об административных правонарушениях, соответствующие статьи, за сокрытие сведений о получении двойного гражданства и нарушения порядка выхода из гражданства Украины. Отдельно прописать в законодательстве случаи насильственного и добровольного получения иностранных паспортов, порядок письменного отказа от ранее полученных паспортов, предусмотреть факторы, смягчающие или отягощающие наказание. Необходимо создать реестры граждан, имеющих де факто двойное гражданство. Правительство должно начать активно влиять на процессы, разрушающие украинское государство. В стране, должны проживать граждане, только с паспортом гражданина Украины, иностранцы с видами на жительство, и лица без гражданства.