Проблема, которую постоянно разжигает шовинистическая позиция Путина, является более глубокой, чем любое возможное незначительное влияние на Украину и украинцев
Не так давно приснопамятный президент Украины Виктор Янукович пытался превратиться из врожденного бандита не только в «политика», а также в «профессора», за что его так высмеивали еще до того, как его в 2014 году прогнали из страны.
Теперь еще один бандит из России, гораздо опаснее и решительнее, Владимир Путин, заявил претензию на мантию историка. Недавно он опубликовал на своем президентском сайте статью на русском, английском и даже украинском языках, где выражает свой взгляд на Украину и ее историю. Точнее о том, как он хочет, чтобы украинцы думали и действовали с тем, чтобы вернуться в «братское» лоно России.
Наверное, это типичный российский империалистический мусор, но поскольку он происходит от «идеологов» Путина, его все же стоит исследовать, чтобы понимать, какова нынешняя директивная линия, которую предпочитает навязывать Москва.
Конечно, это вписывается в давнюю традицию русского империалистического мышления и методологии. Почти ровно 158 лет назад, 18 июля 1863, министр внутренних дел Российской империи Петр Валуев издал циркуляр о запрете использования украинского языка. Циркуляр появился в то время, когда стремительно распространялось зажженное пламенным национальным поэтом Тарасом Шевченко и его единомышленниками украинское движение. В циркуляре отмечалось, что «отдельного малороссийского языка никогда не существовало, не существует и не будет существовать, а их [малороссийский] язык, которым пользуется простонародье, есть не что иное, как русский, испорченный влиянием польского».
Какую модель царская империя предлагала в то время своим подвластным народам и какую Путин замалчивает? По словам выдающегося русского демократического революционера Александра Герцена, который писал в те годы: «Российская система правосудия и полиции настолько произвольна, так нечеловечна, настолько своевольна и коррумпирована, что бедный преступник имеет больше оснований бояться своего суда, чем своего приговора. Он нетерпеливо ждет, когда его отправят в Сибирь; ведь его мученичество заканчивается, когда начинается его наказание».
Последний раз нечто вроде Валуевского циркуляра имело место в 1954 году, когда к трехсотлетию Переяславского соглашения Центральный комитет Советской коммунистической партии издал «тезисы», в которых определялось, как следует подходить к истории Украины. Оно было представлено как извечная тяга к «воссоединению» с российским старшим братом.
Чтобы подсластить пилюлю, советской Украине был передан административный контроль над Крымом и доверено преодолевать очень реальные проблемы на полуострове в то время.
В настоящее время Россия уже лишена коммунистической маскировки под интернационалистское, а не чисто экспансионистское шовинистическое образование, как при царях, остается угрозой для своих соседей, Европы и демократического мира в целом.
Путин и его российские «великодержавные шовинисты» (как бы их окрестил Ленин) вновь демонстрируют полное отсутствие оригинальности в своем поведении и высказываниях. Пленники своего деспотичного прошлого, они хотят навязывать собственные комплексы, неврозы, и бред другим.
Они напоминают украинцам, что единственное место, которое им принадлежит, — это, по сути, место «малороссов», то есть вроде русских, которых иностранное влияние запутало, ввело в заблуждение и отстранило от дома в «русском мире».
Иначе говоря, принимая точкой отсчета от Валуевского циркуляра, и пренебрегая всем, что было до него и что следовало потом, Путин снова отрицает существование украинцев как сугубо отдельной нации, имеющей свою историю и право на самоопределение (читать государственность). По крайней мере, похоже, он признал, что украинский язык все-таки отличается от русского.
Следует напомнить, что Путин является признанным большим поклонником военного лидера антибольшевистского российского «белого движения» генерала Антона Деникина. Убежденный враг украинского национального движения и антисемит, он был одним из ведущих сторонников империалистического лозунга: «Россия единая и неделимая».
Когда Путин посетил могилу Деникина в мае 2009 года в Донском монастыре в России, он призвал журналистов читать дневник Деникина, в частности часть, касающуюся Украины: «Вам обязательно следует прочитать дневник Антона Деникина, в частности часть о Великороссии и Малороссии, Украине. Он говорит, что никому нельзя позволять вмешиваться между нами. Это лишь право России».
По словам предстоятеля монастыря, недавно Путин изменил был свое личное видение «Места Деникина в истории, очевидно, из-за позиции Деникина относительно Украины. Одной из главных идей в произведениях и политической деятельности Деникина было не допустить разделения России и ее малороссийских земель — Украины», — пояснил он. «Это преступление, если кто-то начинает говорить о разделении России и Украины», — сказал Путин, ссылаясь на мемуары Деникина.
Ладно, украинцы уже привыкли к этой хищнической нетерпимости со стороны своего восточного соседа, и в отличие от 1918 года, когда была сделана первая современная попытка установить независимую Украину, но эта попытка не смогла выдержать российских красно-белых нашествий, чтобы достичь успеха, сегодняшняя Украина гордо подтверждает свою независимость в течение 30 лет.
Более семи лет Украине также удается сдерживать на поле боя военную мощь возрожденной империалистической России, даже ценой временной потери контроля над Крымом и частью Востока Украины.
Ведь есть еще один важный элемент, который Путин и его империалистические гуру, кажется, вообще упускают, и обличающий то, насколько устаревшее их мышление.
Мы живем не в 19 веке. Современная демократическая европейская Украина с тех пор, как определяющий программный вклад внесли ее отцы-основатели — в частности демократическая коалиция Рух, возникшая в конце 1980-х — выстраивалась вокруг идеи украинской политической нации, а не этноцентризма.
Итак, Россия представляет другую, враждебную цивилизационную модель самодержавной, самодовольной, системы, опирающейся на ее тоталитарные основания. Выборочное переписывание и интерпретация истории, как диктуется сверху, является лишь одним из характерных ее признаков.
Вот почему этнические русские, евреи, поляки и другие, которые поддерживают то, что представляет собой современная постсоветская Украина, украиноязычные или русскоязычные, являются патриотами и защищают независимость Украины, а также поддерживают тех, кто искренне желает, чтобы свобода пришла также и в Россию и Беларусь. И поэтому столько русскоязычных, этнических русских и представителей национальных меньшинств Украины были представлены на Майдане, а потом на восточном фронте защищали и защищают Украину от российской агрессии.
Для украинцев, которые в этом современном, инклюзивном понимании являются лояльными гражданами своей страны, противостояние российской военной агрессии является в то же время и отстаиванием своего цивилизационного выбора — быть вместе со свободным миром, а не с самодержавным евразийским.
Проблема, которую постоянно разжигает шовинистическая позиция Путина, является более глубокой, чем любое возможное влияние на Украину и украинцев, которое будет в целом незначительным. Это также не говорит ничего нового для его отечественной аудитории, погруженной в этот дешевый российский эгоцентризм, буллинг и браваду — читайте политическое самодовольство, коррупцию и едва скрытый милитаризм.
Речь идет о влиянии, которое такие традиционные российские нарративы, построенные на дезинформации, продолжают оказывать на невежд, наивных или русофилов в западном мире — вот что смущает.
Влияние на тех, кто всегда готов принять российско-центрическую презентацию российской и восточно-европейской истории, культуры и современных ее реалий.
Тех, кто слишком ленивы в своем мышлении, или легко соблазняются российской пропагандой во всех сферах, чтобы отличить Русь (Rus) от России (Russia) и применить к российскому империализму те же стандарты, что и к Британской, Французской, Бельгийской, Испанской, Австрийской и другим империям.
Именно они готовы принять аргументы Москвы — что то, что она делает в Восточной Европе, на самом деле является ее делом, а не их, и что им лучше умилостивить Путина и вести бизнес с ним.
А это значит отойти в сторону, оставляя Украину, Беларусь, Молдову и Грузию самым противостоять пережитку империалистического хищника XIX века, маскирующемуся под того, кого неправильно понимают, и кто сам стал жертвой якобы злого Запада.
Вспомним, о чем предупреждал нас в 1973 году российский демократ Андрей Сахаров, словами, кстати по отношению к сегодняшней ситуации с путинской Россией.
Выступая в 1973 году, Сахаров отверг возможность «сближения без демократизации, сближения, при котором Запад фактически принимает правила игры Советского Союза». Чтобы избежать вопроса репрессий, по его словам, «это означало бы просто капитуляцию перед реальной или преувеличенной советской угрозой. Это загрязнило бы весь мир антидемократическими особенностями советского общества…»
Советская тогда и царская до того, а сегодня — путинская Россия хочет, чтобы мы забыли реальную историю (просто посмотрите на ее ревизионистское отношение к Сталину, Второй мировой войны и т. д.) и приняли версию, которую ее нынешние Валуевы предлагают в качестве замены истины. От всех нас зависит, чтобы эту грубую тактику, унаследованную от царей и усовершенствованную в советские времена, видели такой, какая она есть, и возвращали отправителю с эффектом бумеранга.