Как пандемия трансформировала образование
Карантины и локдауны заставили мир пересмотреть форматы вузовского образования и стремительно избавляться от сидения за партами 5-6 лет.
То же самое со школьным образованием. Оно перестает соответствовать новым вызовам глобального мира и ожиданиям родителей.
Вот некоторые сокрушительные перемены, которые обрушились на систему образования.
1. Месяц назад газета Washington Post опубликовала огромную статью о том, что Америка, обнаружив, что с их замечательными и лучшими в мире вузами что-то не то..., собирается в ближайшем будущем перетрансформировать свои 2300 университетов в 50 (!) огромных знаниевых хабов с совсем другими целями, контентами, технологиями, кадрами и результатами.
И это – новый мощный тренд обновления и осовременивания обучающих процессов, который будет иметь последствия для всего мира.
2. Вот уже несколько лет набирает силу система обучения "сэндвич"- как многослойная система. Это когда год учишься – год работаешь... Потом видишь, каких тебе знаний не хватает, опять год учишься (не обязательно там же, можно и в другом вузе).... Потом идешь работать (не обязательно туда же), потом опять год учишься – год работаешь.
Главное! Через 5-6 лет – ты Человек с большой буквы, потому что много знаешь, умеешь, тебя везде знают и возьмут на работу на хорошую зарплату и с приличной карьерой.
3. Для многих людей стал привлекательным дистанционный способ обучения, так как уже лучшие в мире онлайновые вузы дают знания не хуже, а даже лучше очных учебных заведений, и их дипломы вполне котируются. И стоит в разы дешевле.
Ещё более привлекательным является онлайн обучение для школьников. Особенно для тех, у которых хорошая школа далеко от дома, а в плохую ходить не хочется.
А также для тех, кому там скучно, кого там обижают, кто отстает или опережает, а также кому неохота постоянно вставать рано по утрам, когда можно учиться по своему собственному графику.
Бытуют опасения, что качество онлайн-знаний будет слабым. Однако в тех онлайн-школах, где всё организовано заботливо и технологично, по-современному и с душой, дети наоборот, самоорганизовываются и осваивают знания лучше и быстрее, что очень нравится родителям.
Да и проблемы социализации легко решаются, особенно когда дети получают возможность общаться с кем хотят, организовывают дебаты и дискуссии на сегодняшние злободневные для подростков темы. Где есть международные проекты со сверстниками из разных стран. Тогда и мотивация учиться у детей возникает сама собой. А что еще надо родителям, которые видят ежедневный апгрейд своих детей?
И если в предыдущие десятилетия дистанционное обучение существовало как бы за скобками, и на него мало обращали внимания, считая его чем-то второстепенным, то сейчас на него не только стали обращать внимание, но и ускоренно улучшают его качество. Просто появились хорошие онлайн школы.
Скажу откровенную вещь. Наращивание онлайн обучения неизбежно, потому что оно для большинства государств всего мира оказывается намного дешевле.
Ведь в бюджетах государств затраты на образование составляют 8-12%, и это очень много! А толку – мало, одни разочарования, протесты и раздражения. Поэтому многие страны обрадовались карантинам и локдаунам, увидев существенное сокращение затрат.
Естественно, я не считаю, что это хорошо – экономия на образовании. Это очень печально и неприятно. Так быть не должно!
Но тут надо включать здравый смысл и вовремя распознавать возникающие мировые тренды и думать, какие будут найдены выходы из положения. Чтобы не быть застигнутыми врасплох.
Пока видно, что примерно 20-30% детей (и родителей) онлайн обучение подходит. А раньше таких было всего лишь 2-3%. Значит, надо думать, что с этим делать и как в эту ситуацию плавно встроиться.
4. А тут ещё в мире началась бешеная гонка образовательных платформ. Интересно, с чего бы это? Ведь уже каких только платформ нет!
Миллионы программистов и стартаперов ищут тут Клондайк, понимая, куда ветер дует и мечтая, что им повезет придумать такую платформу, на которой будут учиться все. Это ли не намёк на грядущие изменения!?
5. Более того, эти платформы нужно заполнять контентом. А где его взять? Вот и еще одна могучая и свободная ниша – знаниевый контент. Впрочем, тут только начало пути, так как медленно приходит понимание, чему и как учить теперь детей в школах.
Или даже уже не в школах.
В любом случае, мир на пороге грандиозного образовательного прорыва.
Что же со всем этим делать? Спокойно к нему готовиться и держать нос по ветру.
Главное – не отстать от времени.