Что стало с техникой ликвидаторов в Чернобыле (фото)
Мы решили посетить кладбище техники, которое находится на окраине Припяти в бывшем расположении ПМК — передвижной механизированной колонны. Здесь можно увидеть некоторые уникальные экземпляры, которые не сохранились более нигде в Зоне.
Друзья, сегодня будет новый и весьма необычный пост из серии наших материалов о Чернобыльской зоне — в сегодняшнем лонгриде я расскажу о технике ликвидаторов, которая принимала участие в ликвидации последствий чернобыльской аварии в период 1986-88 годов. Этой техники в Зоне с каждым годом остаётся всё меньше и меньше, и происходит это по разным причинам. Наиболее радиоактивную технику постепенно разрезают и захоранивают, часть техники (которая по прошествии 35 лет стала "чистой") идёт в переработку, ну а последняя часть попросту разваливается сама собой — за прошедшие годы металл просто сгнил, и машины распадаются на части.
Изначально кладбищ техники в Зоне было несколько. Наиболее известные из них — расположенные под открытым небом Рассоха и Буряковка — такие названия кладбища получили по названиям находящихся вблизи сёл. Кладбище Рассоха было одним из наиболее масштабных в Зоне — именно там стоял десяток вертолётов МИ-6 и МИ-8, несколько ИМР-ов разных модификаций, бронетранспортёры, БРДМ-ы, пожарные автомобили "Зил" и множество другой техники. Ныне кладбища Рассоха не существует — в 2006 году стартовал а в 2012 году официально завершился процесс утилизации этой наиболее загрязнённой техники. Кладбище Буряковка было намного меньших масштабов. Частично оно существует и сегодня, но с каждым годом техники на нём становится всё меньше — частично её утилизируют, а частично разбирают всё те же мародёры.
Ну а мы решили посетить намного менее известное кладбище техники, которое находится на окраине Припяти в бывшем расположении ПМК — передвижной механизированной колонны. Техники здесь не слишком много — но зато можно увидеть некоторые уникальные экземпляры, которые не сохранились более нигде в Зоне — например, инженерную машину разграждения (ИМР) в наиболее сохранившимся в ЧЗО виде.
Заходим на территорию ПМК. Это довольно большая площадка у леса на окраине Припяти, выложенная бетонными аэродромными плитами. Именно здесь, на условно охраняемой территории, сейчас можно увидеть наиболее сохранившиеся остатки техники ликвидаторов — администрация Зоны отчуждения принимает меры, чтобы она сохранилась хотя бы в каком-то виде.
На фото ниже — огромная инженерная машина разграждения (ИМР), созданная на шасси танка и имеющая массу около 45 тонн. ИМР-ы разрабатывались для прокладки дорог через леса в сложных боевых условиях и при этом обеспечивают некоторую защиту экипажа от радиации — что отлично пригодилось при работах по ЛПА в Чернобыле. У ИМР-а нет танковой башни с вооружением — есть только небольшая башенка оператора, смотровые окошки в которой закрыты толстым бронестеклом. Рабочее оборудование ИМР-а состоит из бульдозерного отвала и стрелы с захватом — стрела может разгребать крупные обломки и даже вырывать с корнем довольно толстые деревья.
Обратите внимание на захват ИМР-а на фото, он поддерживается импровизированной сварной стойкой — эти меры предпринимает администрация Зоны отчуждения для того, чтобы машина сохранялась в более-менее приличном виде и не развалилась раньше времени.
Предвижу вопросы о том, фонит ли эта штука. Да, фонит — но в пределах, не слишком опасных для кратковременного изучения техники. В паре метров от ИМР-а дозиметр показывает типичные для современной Припяти уровни (в 2-4 раза выше нормы), но вплотную и со снятым бета-фильтром дозиметр показывает уже более высокие значения — от 400 до 800 микрорентген в час. Если хорошо поискать в поисковом режиме дозиметра — то на корпусе ИМР-а в районе воздуховодов и гусеничных траков можно найти отдельные локальные точки до 1-2 миллирентген в час.
Это не единственный ИМР на площадке — есть ещё один экземпляр чего-то инженерного, стоящий ближе к бетонной ограде возле леса. Начинаю "нюхать" дозиметром уже на дальних подходах к машине — но здесь мы не находим ничего необычного, что превышало бы фоновые значения. Либо эта машина использовалась на относительно "чистых" работах, либо была загрязнена относительно короткоживущими радиоизотопами, которые уже распались/смылись дождями в грунт.
Как видите — эта штука сохранилась значительно хуже. Всё вокруг заросло мхом — тяжёлая техника стоит на этом месте уже более трёх десятков лет. Честно говоря, штука эта очень странная — осмотрев технику со всех сторон, я вообще начал сомневаться — а ИМР ли это?
Обычно ИМР-ы (и первой, и второй модели) имеют небольшую неповорачивающуюся бронебашню — в которой сидит оператор, управляющий отвалом и стреловым захватом (мехвод, второй член экипажа, сидит чуть ниже). Но здесь нет никакой бронебашни — а вместо этого есть какая-то кабина — рассчитанная, судя по всему, на двух человек. Сбоку это чем-то напоминает инженерный танк БАТ-2 — но у того, во-первых, кабина более элегантная, а во вторых — и сам отвал, и танковое шасси выглядят иначе.
Ещё более странно кабина выглядит спереди — она напоминает какой-то неуклюжий ящик и, скорее всего, является не заводским изделием — а ничем иным, как чернобыльской самоделкой, созданной для каких-либо работ в Зоне. Такие самоделки изготавливались либо прямо в Зоне на промышленных мощностях различных механических мастерских, либо изготавливались малым тиражом (в 5-10 экземпляров) по спецзаказам на заводах недалеко от Зоны.
Вид кабины этого загадочного монстра изнутри. Всё ценное оборудование, разумеется, давно снято. Между остатками двух кресел валяются остатки серого костюма ОЗК с характерными лямками-завязками и хорошо заметной застёжкой-затяжником, которая обычно фиксировалась чёрными пластиковыми пуговицами, называемыми "пуклями" или "шпеньками". А ещё обратите внимание на окно в передней части снимка — оно закрыто обычным пластиковым подносом из столовой. Судя по всему — в последние недели или дни работы техники стекло окна разбилось, и для хоть какой-то защиты от пыли и бета-частиц операторы приделали к проёму этот поднос.
Это ни что иное, как спецавтомобиль УМП-1, разработанный на базе БелАЗ-7548. Вместо откидного кузова этот автомобиль имел цистерну огромного объёма, куда вмещалось примерно 30 тысяч литров дезактивационного раствора. На кабину автомобиля сверху устанавливали так называемый гидромонитор на лафете с электроприводом — которым мог управлять водитель автомобиля прямо из кабины. Предполагалось, что такой мощной машины хватит, чтобы дезактивировать (помыть) спецсоставами 16-этажки в Припяти — гидромонитор должен был добить до той высоты, куда не доставали обычные пожарные авто со стандартной пожарной помпой.
Но на практике всё оказалось не так радужно — гидромонитор создавал такое сильное давление, что струя била аж на 70 метров и окна даже на верхних этажах домов просто выбивало гигантским напором. Так что УМП-1 в итоге просто использовали для мытья и дезактивации улиц Припяти в период 1986-88 годов.
Топливный заправщик ТЗА-500А, созданный на базе автомобиля МАЗ и на военно-чернобыльском жаргоне называемый "наливником". Как нетрудно догадаться из названия и назначения — эта техника использовалась для подвоза горючего и заправки всей автотехники, что работала в Зоне.
Кабины самосвалов, участвовавших в перевозке сыпучих грузов. Поскольку находятся возле Припяти — то, вероятнее всего, принимали участие в относительно "чистых" работах по дезактивации (вывозу) грунта, и попали не в очень "грязные" Буряковку и Рассхоху, а сюда.
Остатки цистерны на базе ЗИЛ-130, которая тоже использовалась в работах по дезактивации. Характерная цистерна как бы "прямоугольного" сечения говорит о том, что это была не ёмкость для перевозки ГСМ, а поливомоечная машина — вы могли такие ещё застать на улицах в последние годы СССР и в ранние девяностые годы. Объём цистерны составлял примерно 5-6 тысяч литров воды — что конечно не так впечатляет, как гигантская цистерна на БелАЗе, но тоже кое-что. Кроме того, у ЗИЛа-130 была электрощётка, что позволяло эффективно поднимать радиоактивную пыль на улицах Припяти и смывать её в ливнёвую канализацию.
Цистерна для воды в этой машине когда-то была оранжевой — а вот кабина и в этой модификации, и в других образцах ЗИЛ-130 всегда была голубой. Почему так происходило? Тут есть сразу несколько версий. Одна из них говорит о том, что сочетание белого и голубого было выбрано для того, чтобы ЗИЛ-130 (специальное авто) было хорошо заметно на дорогах и в городе. Ну а другая версия утверждает, что в СССР были просто большие запасы голубой краски — которые и "сплавили" на завод ЗИЛ.
Остатки двух аэродромных тягачей МАЗ-537, разработанных на Минском автозаводе. Такие тягачи выпускались, кстати, не только в Минске — но и на Курганском заводе имени Карбышева, имеющим аббревиатуру КЗКТ. Всё тяжёлое оборудование, двигатели и огромные колёса метровой высоты с тягачей давно сняты — в углу площадки возле леса просто гниют два их остова.
Через которые уже в буквальном смысле слова прорастают деревья. Лес поглощает железную технику, резиновые шины, трансурановые элементы и прочую дрянь, созданную человеком.
Трудноузнаваемые остатки каких-то колёсных тягачей либо самосвалов. Пройдёт ещё лет 10-15, и от этой техники не останется буквально ничего — время, дожди и снег сделают своё дело.
Автобус ПАЗ, который перевернули для удобства разбора ходовой части — вероятнее всего, это сделали ещё в девяностые годы. Обратите внимание, что окна в автобусе были запаяны листовым свинцом — а это значит, что он использовался в качестве транспорта для поездок в "грязную" зону...
Вот такое кладбище техники осталось в Чернобыле. Как вам, что скажете? Обязательно напишите в комментариях ваше мнение, что нужно делать с таким объектом — нужно ли его сохранять для истории и потомков? Или лучше весь этот радиоактивный металлолом распилить да поскорее забыть о нём?