Уметь завязывать узелки важно не только чтобы управляться со шнурками
Самостоятельность ребенка и ее развитие. Когда я готовилась к эфиру, посвященному детской самостоятельности, задавала себе вопросы: а насколько я даю возможность проявиться самостоятельности младшей дочки? И в чем в ее 7 лет проявляется ее самостоятельность? Мы с мужем говорили о том, что в ее возрасте обладали большим количеством практических навыков.
Сейчас пишу о том, что не вошло в эфир.
Мы, родители, учим детей обходиться без нас, выбирая своевременные действия, включая здоровую критичность, развивая умение заниматься чем-то, даже если оно неинтересно и скучно. А как раз поддержание концентрации в том, что «неинтересно и скучно», рутинно — одна из сложных задач для современных детей.
«Самостоятельность — обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Это сформированная привычка действовать самостоятельно, самостоятельные действия, самостоятельного суждения».
Мне нравится идея, что самостоятельность — это навык и привычка.
В развитии самостоятельности есть три важные темы: готовность ребенка (зрелость разных систем, мотивация) готовность родителя (тревога, компенсация своей нереализованности) и безопасность среды (с «безопасностью среды» сейчас совсем сложно; нам приходится учитывать контекст времени).
Когда меня спрашивают, а зачем ребенку «это» уметь (завязывать шнурки, мыть посуду и так далее) — ведь цивилизация придумала столько помощников в этом, я могу предположить, что цивилизация все же хрупка. А для выживания нам пригодятся любые навыки. И еще: каждый навык — это не просто действие, это задействование большого количества систем и уровней. Буквально — уметь завязывать узелки важно не только чтобы управляться со шнурками башмаков или канатами в мореходстве — это важно, как минимум, для активной многомерной работы мозга, для его тренировки.
Ребенок развивается: наблюдая за тем, что делаем мы; делая вместе с нами; а затем делая сам. Если мы думаем, как помочь сформировать навык — важно понять, были ли пройдены эти три пункта.
В психологии есть понятия: зона актуального развития (то, что ребенок/взрослый умеет делать без помощи), зона ближайшего развития — то, что пока еще делает с помощью, но скоро будет делать сам. Любому ребенку важно видеть, что у родителя есть тоже зона ближайшего развития (что он что-то осваивает, в чем-то тренируется).
Развитие — это когда любопытство побеждает страх. Когда мы позволяем себе осваивать новые территории.
Мы создаем безопасные условия для того, чтобы любопытство победило страх. Чтобы система подкрепления ощущала победу от достижения и драйв от новых навыков. Чтобы исследование нового было связано с радостью, а не со страхом критики или наказания.
Самый-самый возраст развития самостоятельности — период подражания. Первые игры (около 2−3 лет) — это подражания действиям взрослых, ребенок воспроизводит те действия, которые видит. Только потом появляются ролевые игры, где воспроизводятся отношения. И нам можно, обеспечивая безопасность, дать помыть небьющуюся посуду, подмести пол.
С чего начинается самостоятельность ребенка? С заботы о родителях. С возможности отдохнуть родителю. Иначе, чтобы сэкономить время и силы, нам удобнее будет все делать за ребенка. Мы наблюдаем за возможностями и интересами — не делаем за ребенка то, что он может делать сам. Не кормим, если может сам. Не даем игрушку, если может доползти до нее. Не одеваем, если справляется сам. Верим в потенциал ребенка.
Самый простой способ — сформировать навык в игре. Например, уборка — в игре «кто быстрее». Или раскладываем по полочкам квадратные предметы.
Чтобы закрепить навык — чистить зубы, мыть руки, застилать постель, делать зарядку — назначаем ребенка главным в этом действии. Мы помним, что качественно расчесываться и вытирать попу ребенок сможет, когда руки станут длиннее — около 7 лет. Но учим его этим важным навыкам.
А еще ребенок может: делать покупки в нашем присутствии в магазине, следить за покупками — идти по списку, находить дорогу — быть проводником.
Важный возраст: после того, как ребенок начал говорить «я», он ощущает и обозначает границы своей территории. Может учиться контролировать потребности тела (пить воду, ходить в туалет, приучаться собирать игрушки).
Помним, что до 10 лет ребенок не может полностью нести ответственность. Он движим импульсами. Зрелости префронтальной коры для контроля и зрелого выбора может не хватить. Но ненадолго оставлять самого можем уже после 7 лет.
А в эфире с Ольгой Духнич и Анной Цукановой в программе Мати драконів мы говорили еще и о подростках, и я давала несколько практик.
Я очень желаю нам, чтобы мы находились с детьми, как можно дольше, столько, сколько им нужно. Но чтобы, когда это будет важно, они могли стоять ровненько и идти смело без нас, ощущая опору внутри. Самостоятельно.