Скоро в Женеве должна состояться встреча президента США Байдена и президента России Путина.
Сама по себе эта встреча беспрецедентна. Точнее, процедура ее организации не имеет аналогов в истории отношений США и СССР, США и России. Правда был знаменитый пример «перезагрузки» в период формального правления Медведева в России. Напомню, это было после Российско-грузинской войны, когда подавляющее большинство стран Европы и НАТО закрыло глаза на агрессию России. А вот президент США Джордж Буш-младший, наоборот, приложивший руку к прекращению наступления русских танков на Тбилиси, окончательно перестал считать Владимира Путина «свои другом». Отношения США и России находились на самой низкой точке в нулевые годы после того, как Путин решил активно «не мешать» президенту США наказать Саддама Хусейна, а Джордж Буш-младший назвал его «своим другом».
И вот тогда, в укор «воинственным республиканцам», новый президент США, большой миротворец, лауреат Нобелевской премии авансом Обама и не менее известный миротворец г-жи Клинтон – Госсекретарь (глава МИДа по-нашему), приняли решение о «Перезагрузке» отношений с Россией и поехали лобызаться с марионеткой по фамилии Медведев. Но, даже, этот пример меркнет перед встречей 16 июня сего года.
Напомню, Российско-грузинская война старательно обставлялась в СМИ (причем вовсе не только в российских), как агрессия Грузии, а Россия лишь ответила на нее. Конечно, те, кто хотел, без труда могли разобраться, что на самом деле произошло, но на эти события можно было легко закрыть глаза – без особого волнения собственной совести. Но нынешняя ситуация неизмеримо хуже.
Тут надо кое-что напомнить. Аналитики давно говорили, что вся воинственность демократов против России – игра. Все ожидали, что когда Байден придет к власти, то тон его разговоров с Путиным станет гораздо тише, и он будет готов прощать российскому диктатору гораздо больше, чем ему иногда прощал президент Трамп.
Кто был инициатором дальнейшего сказать трудно. Возможно, Путин и не хотел этого нарастания проблем в отношениях с условным «Западом». И тут постаралось его окружение силовиков, твердо веря, что, во-первых, Путин не решится наказать своих, а, во-вторых, что Байден по слабости «все съест».
Вообще вся история с отравлением Навального, как мне думается, изначально не нужна была Путину. Ну очень несвоевременно. Фактически, эта история поставила ва-банк вопрос о «Северном потоке 2». Но российские авторы этой провокации оказались правы – европейские политики показали свою полную ничтожность.
Фактически, история с Навальным могла поставить крест на отношениях с Байденом. Несомненно, что, если бы, у власти был президент Трамп, Путин бы очень дорого заплатил за это отравление. Но Байден пошел по любимому пути демократов: он гневно публично обличал – и ничего, фактически, не делал.
Но Судьбе, которая, несомненно, играет нами, всего этого показалось мало. Накал ситуации продолжал расти вне желания, как Байдена, так, возможно, и Путина. Начались белорусские события.
Надо прекрасно понимать, что меньше всего на свете Путин хотел бы поддержать Лукашенко. Не случайно многие белорусские кандидаты на эти выборы делали ставку на поддержку Путина. Путин терпеть не может Лукашенко и был счастлив выбросить его на свалку истории, но… Лукашенко прекрасно понимал и понимает, что благие пожелания Путина меркнут на фоне его страха. Все, шарик сдулся, кураж ушел. Вся харизма Путина сошла на нет, он больше не способен свободно выйти на политический ринг. И отступать он боится, никому и ничему не верит. По сути, Путин панически боится потерять власть. А белорусские протесты на фоне протестов в Хабаровске четко дали понять Путину, что поражение Лукашенко неизбежно отзовется и на прочности его власти. В общем Лукашенко получил все, что хотел, и, даже больше.
Но в политике всякий прецедент имеет последствия. К сожалению, самое страшное не то, что народ Белоруссии не сумел убрать кровавого диктатора. Самое страшное – этот тот наглядный опыт, который получилось окружение Путина из силовиков. Они теперь четко осознают, что, даже, самые кровавые преступления Лукашенко, фактически, абсолютно безнаказанны для него со стороны стран Запада. Раньше Путин старался хотя бы соблюсти некоторые «правила игры». К сожалению, страх потерять власть, помноженный на осознание абсолютного бессилия западных политиков дает чудовищные плоды. За последние полгода администрация Путина перешла все «красные линии», которые раньше сдерживали ее произвол. Причем здесь удивительно точно совпало политическая импотенция «старой» Европы, и полное ничтожество нынешней вашингтонской власти. «Die Welt» объясняет это так: «Для Путина теперь действует «логика военного времени». Но это неправильное объяснение. Путин играет со своими силовиками в игру: «Кто круче!». И условный «Запад» событиями вокруг Белоруссии дал четко понять – он не способен противостоять произволу. Точка!
Давайте вспомним, как было принято решение об этой встрече Байдена-Путина? Путин запугал весь мир, что нанесет удар по Украине. Выдвинул войска, запустил всю военную машину. И Байден, вместо того, чтобы дать Путину по рукам, позвонил ему и предложил встретиться. Это не просто проявление слабости – это, своего рода, приглашение на царствование.
Ничтожество и трусость, проявленные новой американской администрацией будет иметь далеко идущие последствия. Характерно, что впервые в истории мы наблюдаем встречу в верхах, перед началом которой российский (советский) правитель не пытается показать свою гуманность, сделать жесты «доброй воли». . Наоборот. Чем ближе 16 июня, тем все больше жесточайших ударов Путин наносит по своей оппозиции.
11 июня эта вакханалии произвола получила дополнительный внешнеполитический вектор. Один из российских генералов публично заявил о возможном применении Россией превентивного ядерного удара по Европе. Мы имеем дело не просто с недержанием речи у старого п…на в генеральской форме. Нет. Боюсь окружение Путина уже начинает подбирать параметры приемника. И нам уже может показаться приемник диктатора по образцу Путина 2000 года – «голубой» мечтой. Ибо в реальности нас может ждать новый Лукашенко с российской пропиской. Представляете себе Лукашенко в роли главы ядерной державы? Причем в окружении силовиков, которые деньги хранят не на Западе, а в России.
Белый дом старательно твердит на каждом углу всем СМИ, что 16 июня «перезагрузки» не будет. Твердит он это столь громко и явно именно потому, что все реальные его действия очень сильно смахивают именно на «перезагрузку». И при этом Путин с каждым часом все увеличивает и увеличивает число оппозиционеров (и их родственников), против которых возбуждаются уголовные дела. В этой ситуации команда Байдена, если бы она была способна противостоять Путину, должна была заявить, что в связи со всеми этими задержаниями и возбуждениями дел, «встреча будет перенесена». Путин должен был бы публично показать, что он готов сдерживать свои желания растоптать оппозицию. Или встречи не будет.
Но у команды Байдена нету воли. В такой ситуации эта встреча неизбежно полностью развяжет руки Путину. И никого не волнует, что США мощнейшая супердержава, а нынешняя Россия не способна собрать и десятую долю той армии, которая была у СССР. Увы, это сейчас не важно. В политике все решает воля, а не сила. Это как война во Вьетнаме, которые вели демократы в 60-е годы прошлого века. Война, в которой армия США не проиграла НИ ОДНОГО крупного сражения, но политики предали и свою армию, и тех вьетнамцев, которые надеялись на них. Только по одной причине – отсутствие политической воли.