Зачем Путину Северный поток-2
Тема запуска газопровода «Северный поток — 2» оказалась одной из главных в выступлении российского президента Владимира Путина на Петербургском международном экономическом форуме.
Путин сообщил о том, что «успешно завершена укладка первой нити газопровода «Северный поток — 2» и пообещал, что в течение «Полутора-двух месяцев закончат и вторую нить».
Так что, как видим, российский президент уверен, что американские санкции и оппозиция со стороны части немецкой политической элиты проект не остановят. И уже могу предположить, что он скажет руководству Украины: «Вы думаете, что мы должны всех кормить?».
Но даже в выступлении, призванном продемонстрировать конструктивность и «чисто экономический» характер проекта «Северный поток — 2», Владимир Путин проговорился. Российский президент отметил, что «есть возможность загружать ГТС Украины и в будущем, даже после завершения срока действия нашего контракта на транзит». Но «не для того, чтобы армию содержать и нацеливать ее на решение силовым способом проблемы Донбасса, а на то, чтобы экономику поднимать».
Оставим на совести Путина утверждение о том, что украинское руководство, которое уже семь лет говорит о мире, хочет решить вопрос оккупации Донбасса силовым путем. Важно другое — Путин готов сохранить за Украиной ее транзитный статус только в том случае, если Кремль сможет влиять на внутреннюю политику соседней страны. Хотите сохранить деньги от транзита в бюджете — отказывайтесь от сопротивления агрессивным действиям, принимайте то, что вам укажет президент России. Не согласны — не будет никакого газового транзита!
Собственно, ради этого и начинался проект строительства обходных газопроводов, которые должны были позволить России отказаться от украинской газотранспортной системы.
Нет, не для того, чтобы получать дополнительную прибыль, как это объясняют, а для того, чтобы получить возможность политического и экономического давления на Украину.
Владимир Путин именно поэтому все эти годы был активным лоббистом строительства новых газопроводов, лично убеждал в необходимости такого строительства, встречался с руководителями других стран, когда возникали те или иные препятствия. И вот теперь, когда «Северный поток — 2» даже не достроен до конца, российский президент начинает предъявлять требования к Украине.
Можно представить, как изменится его тон в случае, если строительство будет завершено.