Накануне критических саммитов. Чего ждать Украине
События последующих недель покажут, кто близкие друзья Украины, и с кем ей нужно ближе сотрудничать сейчас со стратегической целью остаться «в игре».
Интересные, если не тревожные дни ждут нас. Для мировой геополитики в целом, а для Украины тем более. Сначала саммит G7 в Великобритании 11-13 июня, затем саммит НАТО в Брюсселе 14 июня, после чего состоится саммит США и Европейского Союза. А потом, мегаважная встреча лидеров США и России в Женеве 16 июня.
С точки зрения Киева, надо быть реалистом. Против надежд надеяться, как писала украинская писательница Леся Украинка, но быть готовым бороться с последствиями амбивалентности или даже неудачей и разочарованием.
Понятно, что НАТО не собирается ускорять вступление Украины в свои ряды. В частности Германия, ключевое европейское государство, еще раз четко дала понять, что не хочет еще больше портить свои и без того напряженные отношения с Россией. Ни противодействием достройке Северного потока 2 (несмотря на серьезное и законное беспокойство не только Украины и США, но и многих их европейских партнеров), ни даже поставками оборонительного оружия Украине.
У Берлина нет колебаний по торговле оружием с государствами и регионами, которые участвуют в войнах на Ближнем Востоке, но, как несколько дней назад неубедительно, но так благоприятно для Москвы высказался министр иностранных дел Германии — предоставление оружия демократической стране в то время, когда она подвергается нападению со стороны враждебной Западу евразийской державы, не поможет решить «политический конфликт».
Германия долгое время возглавляла в Европе оппозицию в отношении вступления Украины в НАТО, и в этом контексте, вероятно, также в отношении вступления ее в Европейский Союз. Это достаточно удобно — брать на себя роль важного посредника между Востоком и Западом, читай — международного посредника-миротворца, а на самом деле отводить Украине роль или буферной зоны, или фактически задворок России.
Берлин отказывается называть Москву агрессором и подыгрывает ей, воспринимая ее как просто заинтересованного наблюдателя и партнера-посредника в украинском, как это называет Россия, «внутреннем конфликте». Он лишь периодически повторяет чуть замаскированные условия Кремля о «мирном урегулировании» посредством Минских соглашений, формулы Штайнмайера и «кластерных» схем.
Возможно, Берлин помог уменьшить масштабы убийств и разрушений на передовой. Но на практике это его умиротворение приводит к продолжению российско-украинской войны на Донбассе как «замороженного конфликта» в виде некой сиюминутной «окопной войны», о которой Германия должна хорошо помнить из событий, произошедших более века назад.
То, что мы все четче видим в самом сердце Европы, в Европейском Союзе, который сам по себе не является спокойным в результате этого — Германии и ее бизнес-интересы под флагом «Uber alles», и к черту всех других, европейских партнеров и союзников. Это факт нынешнего времени, нравится нам это или нет.
Президент США Джо Байден, стремясь возместить вред, причиненный американо-европейским отношениям его предшественником, должен учесть это.
Итак, мы не должны спешить осуждать Байдена. Да, он, похоже, дал заднюю относительно Северного потока 2. Но, возможно, это лишь прием для укрепления его позиции в переговорах с Путиным и приведение в соответствие Берлина и его сторонников (многие ли из них еще осталось на этом этапе?).
Сейчас мы должны дать Байдену и его команде кредит доверия. И нельзя легкомысленно предполагать, как пытаются убедить нас пророссийские элементы, что он слаб и продаст Украину и Европу тоже.
Украина является ключевым элементом противостояния между Востоком и Западом. Но, как бы ни хотелось Киеву считать иначе, она лишь клеточка — для одних белая, для других черная, на сиюминутной международной шахматной доске.
Это означает, что разыгрывается отнюдь не игра с нулевой суммой. А такая игра, которая предусматривает тактическое маневрирование и стратегию, направленную на долгосрочную перспективу. Украина не в той позиции, чтобы диктовать свои условия.
Если Украина не способна достичь максимума из запланированного — ускоренной интеграции в евроатлантические структуры и отказа от Северного потока-2, она все еще может не без оснований рассчитывать на получение определенной компенсации.
А именно, усиление своей обороноспособности за счет поставок летального оружия от тех, кто готов их обеспечить, более интенсивного обучения специалистами НАТО и развертывания (с целью сдерживания России) большего присутствия НАТО вблизи своих границ. Соглашений, которые гарантируют, что в случае, если Северный поток-2 будет введен в эксплуатацию, Украина не окажется без поддержки под тяжестью экономических и политических проблем. Возможно, даже усиление давления на Москву посредством применения новых санкций.
Как бы то ни было, и как бы ни было обидно, дальнейшие задержки с членством в НАТО и ЕС не должны стать причиной деморализации, потери веры и паралича воли. Это именно то, чего хотят добиться Москва и внутренняя пятая колонна, и беспокойство вокруг чего они уже нагнетают.
Это потребует еще более откровенного взгляда на то, что нужно сделать, чтобы навести порядок в украинском доме и повысить авторитет страны во всех смыслах. Лучше результаты дома и эффективнее дипломатия за рубежом. И более убедительная последовательная общая согласованность обоих составляющих.
Нужно единство, а не политическая разобщенность. А для этого, в свою очередь, нужны честность и мужество. После 30 лет независимости, чрезвычайно важно наконец признать, что хорошее, плохое и очень уродливое и быть решительным.
Также не должно быть иллюзий относительно природы вроде единой европейской семьи государств, и не надо ждать от Берлина и других того, чего они не готовы дать.
Для них, как показала история, принятие российского монстра как делового или даже стратегического партнера генетически в крови. И это вряд ли сейчас изменится.
В то же время события последующих недель покажут, кто является близкими друзьями Украины, и с кем ей нужно ближе сотрудничать сейчас со стратегической целью остаться «в игре».
И последние тревожные события в Беларуси, а также накопления российских сил на восточных границах Украины, и напряженная ситуация на Черном и Азовском морях безусловно, не позволят отвлечь международное внимание от этой части мира.
Словом, нас ждут более сложные времена. Ответы Украины должны быть спокойными и взвешенными, отражая существующие реалии и демонстрируя боевую выдержку и устойчивую настойчивость. В 30 лет Украина уже не подросток. Но взрослая личность, которая должна хорошо знать свои права и обязанности, не говоря уже о том, как построен этот мир.