Несмотря на отсутствие иллюзий относительно прорыва уже по результатам первой встречи в Женеве, ее проведение станет определяющим как минимум до следующих переговоров, если не на весь срок демократической администрации США. Высказанный сигнал во время этой встречи — на вес золота.
Украина должна быть в первой обойме Байдена. Пусть лучше по результатам переговоров стороны заявят об основательных различиях, но нельзя допустить, чтобы тема Украины оказалась в блоке «разное» — «девальвировала» на фоне других безопасностных вызовов. Это принципиально.
Что делать отечественной дипломатии?
Во-первых, уже работать над возможностью личной встречи Зеленского с Байденом в Европе, желательно накануне переговоров с Путиным. Телефонные переговоры. Любой контакт. По меньшей мере — послание президента Зеленского в адрес Байдена с фиксацией украинского видения роли США в мирном процессе и противодействия российской агрессии.
Во-вторых, неотложный визит конфидента Банковой в Вашингтон для проведения консультаций с «командой Байдена» с изложением позиций Украины по ключевым вопросам национальной безопасности (Донбасс, Крым, оборонительное оружие, энергетика) и геополитических интересов (вступление в НАТО и ЕС, заключение безопасностного соглашения с США).
Нельзя допустить, чтобы тема Украины «девальвировала» на фоне других безопасностных вызовов
В-третьих, активизация контактов по линии Совета нацбезопасности, МИД-Госдеп, Конгресс-Рада для усиления критических для Киева содержательных сигналов накануне встречи Байдена с Путиным в Женеве.
В-четвертых, мобилизация контактов Банковой и МИД со странами «Большой семерки», ЕС и НАТО для формирования позитивного для Украины содержания дискуссий лидеров Запада с Байденом в преддверии Женевского саммита.
В-пятых, ускорить вручение верительных грамот новоназначенным послом Украины в США Маркаровой, без чего максимум чем она может заниматься — это «кофейная дипломатия».
В-шестых, следует максимально интенсифицировать коммуникационную кампанию. Обеспечить заметное присутствие позиции Украины в американских СМИ. Активизировать «группу поддержки» Украины в Конгрессе и экспертной среде. Максимально задействовать потенциал украинской диаспоры в США. Это именно тот случай, когда «кашу маслом не испортишь».
И напоследок: символично и важно, что Байден встретится с Путиным после широкого круга контактов с лидерами «Большой семерки», НАТО и ЕС, которые запланированы на 14−15 июня. Это тоже площадка для активных действий украинской дипломатии. Все наши друзья должны зарядить Байдена приоритетностью поддержки Украины. В Женеву американский лидер должен прибыть как лидер Запада, который представляет коллективную позицию глобального демократического сообщества. Следует, чтобы Байден в Женеве точно говорил об Украине и за Украину, делал это с позиции силы, защиты евроатлантических перспектив, единства и солидарности с Киевом.