Лекарство от COVID-19. Появится ли эффективный препарат?
За все время существования цивилизации человечество научилось медикаментозно лечить всего несколько вирусных заболеваний, которые можно пересчитать на пальцах одной руки
— Герпес (нескольких разных видов: HSV, VZV, HCMV);
— Гепатиты В и С (гепатит В полностью не излечивается);
— ВИЧ (поддерживающая терапия, полностью не излечивается);
— Грипп (эффективность весьма посредственная);
— Вирус папилломы человека (и то не против вируса как такового, а против сопутствующих ему проблем);
— Есть еще экспериментальные препараты против «экзотических» вирусных инфекций: Эболы, вируса Зика и т. п.
По сути, это все. Против пандемического коронавируса тоже ничего нет, а все попытки натянуть сову на глобус неизменно проваливались.
Ремдесивир, который вроде как одобрен для лечения COVID-19, в клиническом плане практически бесполезен из-за того, что его эффект не только слабый сам по себе, но и малопонятным образом зависит от стадии заболевания и фазы луны. Сколько-нибудь заметного влияния на практические результаты лечения COVID-19 этот препарат нигде в мире не оказывает.
Всем уже ясно, что искать традиционные низкомолекулярные препараты против вирусных заболеваний в целом и против COVID-19 в частности практически бесполезно: вероятность найти что-то стоящее близка к нулю.
Постепенно пришло понимание, что раз вирусы — внутриклеточные паразиты, то и бороться с ними надо пробовать так же, как борются с паразитами в сельском хозяйстве: биологическими методами. Вредители легко адаптируются к химическим инсектицидам, но мало что могут противопоставить специализированным хищникам.
Все вирусы на определенном этапе своего жизненного цикла существуют в виде молекулы ДНК или РНК, которая плавает в цитоплазме зараженной клетки. Если «заразить» клетку другой молекулой РНК, которая комплементарно свяжется с вирусным геномом, то вирус будет нейтрализован.
Это кардинально другой подход, по сравнению с традиционными лекарствами. Мы не пытаемся мешать вирусу копировать себя и собирать новые вирусные частицы, воздействуя на его белковую машинерию, а специфически подавляем генетический материал вируса как таковой.
Механизм такого прямого воздействия был почерпнут из самих клеток в виде малых интерферирующих РНК (siRNA) — небольших молекул РНК, которые были открыты относительно недавно и участвуют в тонкой регуляции активности различных генов нашего организма. siRNA связываются с матричными РНК на самом последнем этапе, когда те уже готовы для синтеза из них белков, и подавляют его.
Аналогичный способ был буквально только что предложен для лечения COVID-19. Синтетические siRNA вводятся в организм в внутри специальных липидных наночастиц, проникают в клетки, связывают РНК коронавируса и останавливают его размножение.
Пока что все это сделано на мышах, у которых эффективность такой терапии составила впечатляющие 99%. Проблема в том, что на мышах работает множество перспективных препаратов, которые потом с треском проваливаются в клинических испытаниях на людях. Сами исследователи называют возможной датой выхода такой инновационной терапии на рынок 2023 год. Это если клинические исследования пройдут удачно. По статистике, вероятность этого — от силы пара процентов, так что особого оптимизма у меня нет.
В любом случае в ближайший год (а скорее всего пару лет) никаких лекарств от COVID-19 ждать не стоит, и вакцинация остается единственным спасением.