Финиш для "Лелеки-100". Почему беспилотник принят на вооружение только сейчас
У нас делают разведывательные БПЛА легкого типа, а первый отечественный ударный дрон только готовится к испытаниям
По опыту последних локальных войн, а особенно второй карабахской, очень важным элементом обороноспособности страны является наличие беспилотного компонента — как в составе воздушных сил, так и сухопутных. И за последние несколько лет Украина сделала большой шаг вперед в этом направлении.
Если в начале войны на Донбассе у нас были крайне устаревшие (и физически, и морально) советские Ту-143 «Рейс», то сейчас выбор гораздо шире. Так, 13 мая стало известно, что ВСУ приняли на вооружение БПАК «Лелека-100», созданный отечественной компанией DeViRo. Причем в войсках этот аппарат как минимум с 2015 г., а на время особенного периода армия взяла его на вооружение еще в 2016 г. Просто все это время продолжались неспешные государственные испытания.
Почему так долго? Да просто основную базу для государственных испытаний Украина унаследовала от Советского Союза и благополучно без всяких изменений пользуется ею до сих пор. Если в методичке записаны испытания в условиях Крайнего Севера, так и от наших производителей требуют соответствия этому стандарту. А с беспилотниками все еще хуже — готовых методичек нет (дронов в ССССР не было), поэтому приходится придумывать критерии и документы на ходу. Поэтому пять лет компания DeViRo не могла попасть в Государственный оборонный заказ, в частности, рассчитывать на закупку запасных частей — все это время она производила ремонт аппаратов за свой счет.
Итак, сегодня официально на вооружении ВСУ состоят всего два беспилотных авиационных комплекса: А1–СМ «Фурия» и «Лелека-100». Кроме того, допущены к эксплуатации ACS-3 Raybird 3 (с 2016 г.), ASU-1 «Валькирия», Hawk, «UA-БЕТА» (с 2017 г.) и Observer-S (с 2018 г.).
Что обращает на себя внимание — это все исключительно разведывательные аппараты легкого типа, которые включены в состав разведывательно-ударных комплексов разного уровня. И среди них нет ни одного ударного, все имеющие на сегодня разработки находятся либо на уровне опытных образцов. Исключение составляет разве что знаменитый турецкий «Байрактар», но и тут сложно говорить о чисто ударном варианте, скорее это разведывательный аппарат среднего радиуса действия с ограниченными возможностями по поражению целей.
Из перспективных образцов ударных дронов следует обратить внимание, например, на ST-35 «Гром» от частного предприятия «Атлон-Авиа». По словам производителя, такой аппарат может поражать цели на закрытых позициях. При максимальной продолжительности полета в 60 мин. и взлетном весе 10 кг, вес боевой части составляет 3,5 кг. Пока о начале государственных испытаний речь не идет, фирма готовит необходимые документы.
К сожалению, давно ничего не слышно об альтернативном проекте — RAM UAV от компании «Оборонные и радиоэлектронные технологии».
Кроме отставания в ударных беспилотниках (в Польше принят на вооружение дрон Warmate, от которого отказались наши военные), есть еще один важный момент — у нас нет стратегического беспилотника, который мог бы обеспечить актуальную разведывательную информацию с приграничных территорий России, Беларуси и оккупированного Крыма.
Пока этот недостаток помогают компенсировать союзники, прежде всего США, которые регулярно совершают полеты в нужных нам районах своими беспилотниками Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk. Но нельзя рассчитывать, что так будет всегда — надо думать на перспективу.
Тут можно вести разговор только о закупке за рубежом уже готовых комплексов, так как наша военная промышленность такого уровня обеспечить не может. Взлетный вес предлагаемых нашими производителями аппаратов находится в пределах среднего и ниже среднего — от 250 до 1300 кг. Для сравнения: аналогичный показатель Global Hawk составляет 6781 кг.
Обновлением в этом направлении активно занимаются в России: принято принципиальное решение о замене самолетов-разведчиков Су-24МР (которые, к слову, и у нас являются основными тактическими разведчиками и в таком качестве применялись в ходе войны на Донбассе в 2014 г.) на беспилотные аппараты «Орион» (принят на вооружение) и перспективный «Альтиус». В тоже время у нас пока планируется оставлять Су-24МР на вооружении как минимум до 2035 г. При этом даже планов модернизации разведывательного оборудования еще советского производства пока нет.