"Отаман", "Хорунжий" и колесный танк. Почему важна модернизация старого БТР-60
Поскольку принято решение о переходе десантно-штурмовых подразделений на колесную технику, потребность в мобильном средстве огневой поддержки с возможностями танка вполне очевидна.
Проблема обеспечения нашей армии бронетранспортерами системно не решена, хотя за последние годы в этом направлении сделано достаточно много. Отдельно стоит рассказать о программе модернизации бронетранспортеров БТР-60 и новых проектах, появившихся как ее продолжение.
Принятый на вооружение советской армии в далеком 1959 г., этот бронированный аппарат уже к девяностым не отвечал требованиям современной войны и даже не принимался на вооружение украинской армии. Тем не менее на нашей территории осталось достаточно многих таких машин. Спросом на мировом рынке вооружений они не пользовались и до 2012 г. удалось продать всего 40 единиц. Какую-то часть машин передали Госпогранслужбе и Министерству по чрезвычайным ситуациям. Некоторое количество было разоружено и продано на гражданском рынке в качестве машины для охотников и рыбаков. Еще они передавались для водружения на постаменты и в разнообразные музеи по всей стране.
Тем не менее на хранении по состоянию на 2011 г. числилось еще 165 БТР-60ПБ/ПБК/ПА (и еще 387 — как «шасси»).
В октябре 2014 г. БТР-60 был принят на вооружении армии — вынужденное решение ввиду отсутствия более современной техники. Больше всего машин досталось вновь формируемым мотопехотным бригадам и частям Корпуса морской пехоты.
Однако практически сразу стало понятно, что машине срочно нужна модернизация. В этих условиях сразу несколько компаний предложили свои варианты. В итоге на сегодня армейское командование приняло только один вариант — БТР-60МК от ООО «Компания оборонительных и радиоэлектронных технологий» («КОРТ») и то только в виде основы для новой командно-штабной машины К-1450-04, которая в войсках постепенно заменяет Р-145БМ. Вариант отличается прежде всего установкой двух американских дизельных двигателей Cummins.
Серьезно пытается укрепиться на этом рынке частная компания «Практика». Большие надежды она возлагает на проект «Отаман 8×8» с двигателем Iveco. Хотя это сложно назвать модернизацией, так как изготавливается новый бронекорпус. По состоянию на май 2021 г. машина уже доведена для отправки на государственные испытания. Хотя у военных есть замечания по поводу высоты корпуса, а также не решен вопрос установки боевого модуля, однако в целом проект имеет шанс стать наравне с БТР-4 основным образцом в армейских частях.
Еще один интересный проект компании «Практика» — «Хорунжий» (Horungy). Фактически он вырос из другого проекта — БТР-60М. Здесь полностью перекомпонована внутренняя начинка бронетранспортера, а дизельный двигатель Deutz с автоматической коробкой передач Allison установлен спереди, за счет чего стал возможен выход десанта через кормовую аппарель. Таким образом решен серьезный недостаток всех бронетранспортеров советского образца. И самое главное — увеличился внутренний объем, что позволяет рассматривать фактически новую машину как недорогую базовую платформу для создания машин специального назначения, в частности командно-штабных, медицинские или, например, самоходного миномета.
Эти возможности увидели и военные. Проект, который продвигается по крайней мере с 2016 г., нынче получил второе дыхание. Так, единственный опытный образец уже брали для сравнительных испытаний на очередных учениях. А конструкторское бюро «Практики» ударными темпами стремится довести машину под техническое задание от ВСУ.
То, что на базе БТР-60 возможно создать как минимум 82-мм самоходный миномет, показывает уже накопленный опыт. Еще в 2017 г. ГП «Харьковский завод специальных машин» представил такой образец под названием БТР-60М1. Тогда же было заявлено, что опытный образец отправлен на испытания в Национальную гвардию Украины. Хотя с тех пор никакой информации о разворачивании серийного производства подобных машин нет, однако сам факт имел место и, вполне возможно, в случае положительного решения военных аналогичные работы сможет освоить и «Практика». В конце концов, есть вариант создания условной «Ноны-СВК» с башней и минометом, как поступили, например, в Казахстане.
Тем более что запуск в серийное производство такого универсального шасси (речь прежде всего об «Отамане» и в меньшей степени о «Хорунжем») с использованием некоторых деталей БТР-60 позволило бы говорить, например, о проекте создания отечественного колесного танка. Ныне это общемировая тенденция, тем более что Украина имеет достаточно протяженную береговую линию и наличие колесных танков могло бы серьезно повысить боевую эффективность сил береговой обороны.
Мало того, на сегодня понятно, что военным руководством принято решение о переходе десантно-штурмовых подразделений на колесную технику. И тут потребность в мобильном средстве огневой поддержки с возможностями танка вполне очевидна.
Так что модернизация парка БТР-60 и создание на основе некоторых элементов его конструкции новых образцов техники имеет под собой серьезные основания — работа в этом направлении выглядит достаточно перспективно.