Чем закончится обострение между Израилем и Палестиной
К сожалению, этот затянувшийся конфликт будет продолжаться — хотя уже сменилось много поколений, но воз и ныне там.
Вариантов развития событий не так много.
Самый радикальный из возможных вариантов — израильтяне проведут военную операцию против Сектора Газа. Это очень рискованная вещь, учитывая возможные потери и среди израильской армии, и серьезные потери среди мирного населения в Секторе Газа. Война в густонаселенном анклаве — вещь очень опасная. И это очень серьезно ударит по израильским интересам во всем мире, ведь тогда Израиль станет объектом сокрушительной критики. Это будет серьезная проблема для страны.
Второй вариант — это, конечно, попытка осуществить переговорный процесс через посредников. Для этого могут привлечь американцев, европейцев, Организацию Объединенных Наций и Египет, чтобы попытаться остановить эскалацию. Здесь Израиль напрямую не может общаться с ХАМАСом, поэтому понадобятся посредники, которые будут осуществлять этот диалог.
В принципе, это происходит с периодичностью, то есть процесс, в целом, можно предсказать. Однако важно отметить, что проблема заключается в том, что ХАМАС нанес удар по Израилю не просто исходя из каких-то неизвестных собственных соображений, а мотивируя это политикой Израиля в отношении Палестины, его политикой в Восточном Иерусалиме, закрытием и блокадой Сектора Газа, осуществляемой израильтянами, блокадой морского побережья, запретом рыбачить и многим другим. То есть речь идет о тех коллективных наказаниях, которые осуществляет Израиль по отношению к жителям Палестины и Сектора Газа. Без решения этих вопросов нельзя решить другие проблемы.
Восточный Иерусалим остается ключевой проблемой, ведь, если говорить честно, этот кризис вызван именно действиями израильской стороны в нем. Речь идет как о нелепых действиях израильской полиции и ультраправых, так и действиях израильских политиков, которые, например, запретили голосования палестинцев на выборах в Восточном Иерусалиме. С этого, собственно, все началось, а затем постепенно накапливалось. Например, когда израильтяне штурмовали мечеть Аль-Акса, что тоже способствовало развитию кризиса.
К сожалению, этот затянувшийся конфликт будет продолжаться — хотя уже сменилось много поколений, но воз и ныне там. Израильтяне довольно успешно используют исторические нарративы и память, чтобы продвигать свои интересы на Ближнем Востоке. И всякие попытки надавить на Израиль наткнутся на сопротивление. Они спекулируют на этом достаточно эффективно, а некоторые страны имеют перед израильтянами чувство вины, поэтому готовы поставлять оружие и прочее.
Палестинцы, конечно, далеко не ангелы, они имеют свои проблемы. Они держатся за Восточный Иерусалим, ибо очевидно, что для них он является краеугольным камнем. И они от него не отступятся, поэтому здесь конфликт неизбежен. Вопрос насилия — это еще и вопрос демонстрации готовности к насилию. Израильтяне и палестинцы готовы к насилию, они прекрасно демонстрируют его и питаются от него. Как можно это остановить? К сожалению, никак.