Сегодня роль КНР в Центральной и Юго-Восточной Европе становится все заметнее. До недавнего времени Китай ограничивался только экономическим влиянием, а сейчас усиливаются его политические амбиции. Китай объединяет экономические вопросы с вопросами безопасности. В этом контексте перед малыми и средними государствами, к которым относится и Украина, стоит непростая дилемма – как сохранить экономические связи с КНР и сотрудничество сфере безопасности с ЕС и США.
Украина уже сегодня испытывает последствия "геополитической ревности" США в виде экстерриториальных мер по ограничению технологических потоков. Подтверждением этого может быть отказ Украины от приобретения 5G оборудования у китайских компаний, таких как Huawei.
Наша страна сегодня заинтересована в диверсификации своих партнеров. Украине нужен доступ к рынкам ЕС, европейская политическая поддержка, дипломатическая и военная поддержка со стороны США, а также отношения с другими ключевыми игроками.
Китай способен инвестировать в украинскую экономику. Однако напряжение, которое растет между Вашингтоном и Пекином, значительно ограничивает возможности "геополитического маневра" для Украины и затрудняет экономическое сближение с Китаем.
В свете последних событий можно понять, что скорее всего Украина будет согласовывать свою позицию с США. Такой подход мы уже можем видеть сегодня на примере с предприятием "Мотор Сич". Не имея пространства для маневра, Украина приняла решение в пользу США, несмотря на риски ухудшения отношений с КНР.
Стоит понимать, что Китай видит интерес в сотрудничестве с Украиной лишь в определенных сферах. Одно из центральных мест занимала технологическая сфера и, в частности, заинтересованность Китая в покупке контрольного пакета акций предприятия "Мотор Сич", с приобретением которого он бы получил доступ к стратегически важным для развития своей военной сферы технологиям. Поэтому решение Украины о национализации предприятия не только застало Китай врасплох, но и вызвало значительные осложнения в отношениях между государствами.
Конфронтация с Украиной не входит в интересы Китая. Однако за национализацию "Мотор-Сичи" в ущерб своим интересам, он готов надавить на все наши болевые точки. Подтверждением этого является пролонгация Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китаем и Россией, визит китайских бизнесменов в Крым с намерением увеличивать инвестиции в экономику полуострова и торговые ограничения сразу же после решения Украины о национализации "Мотор-Сич".
Кроме того, за такое решение мы платим своей репутацией и финансовыми ресурсами. Во-первых, оно, несомненно, ухудшит приток инвестиций в страну и поставит под сомнение инвестиционный климат. Во-вторых, поскольку Китай сегодня является крупнейшим торговым партнером Украины, а поэтому ограничения с его стороны могут быть очень болезненными для экономики Украины.
Понятно, что решение Украины было довольно прогнозируемым, ведь партнерство с США и ЕС ради гарантий безопасности в любом случае играет для нас более важную роль. Но с другой стороны ухудшение отношений с КНР фактически не оставляет Украине пространства для маневра при возможной эскалации противостояния США - КНР.
Таким образом, сегодня Украина и Китай фактически не имеют полноценной и комплексной базы для дальнейшего сотрудничества, не говоря уже о стратегическом партнерстве. Это произошло потому, что Украина до сих пор не имеет представления, каким образом выстраивать отношения с Китаем, не рискуя европейской политической поддержкой и гарантиями безопасности со стороны США. Поэтому дальнейшие перспективы развития отношений между Украиной и Китаем будут зависеть от того, какие варианты сотрудничества сможет предоставить Украина, чтобы остаться в рамках сферы интересов КНР и не вызвать раздражения Запада.