Философия экологического налога заключается в аккумулировании средств, необходимых для устранения такого ущерба. Вместо этого деньги, полученные от эконалога, размываются в бюджетах всех уровней.
Сегодня 45% общей суммы, полученной от уплаты эконалога, зачисляется в общий фонд госбюджета, 30% - в спецфонд областного бюджета, 25% - в спецфонд местного бюджета. В госбюджете деньги исчезают бесследно, местным бюджетам не хватает полученных сумм, а предприятия остаются без необходимых ресурсов на экомодернизацию.
С 1 января 2022 года ставка эконалога в Украине будет увеличена до 30 грн/т. В правительстве завязалась дискуссия, как оптимизировать распределение этих средств. Минприроды предложило направлять их в климатический фонд, откуда одна часть денег пойдет на компенсацию по кредитам для предприятий, а вторая часть – в местные бюджеты на софинансирование экопроектов с бизнесом.
Минэнерго предложило направлять средства от эконалога в фонд декарбонизации. Предприятия смогут получать финансирование из Фонда для реализации проектов экомодернизации по нормативам, прописанным в з/п № 4167 о выбросах СО2.
Промышленники больше склоняются к сценарию, предложенному Минэнерго. Затянувшийся экономический кризис не позволяет рассчитывать на дешевые кредитные ресурсы, поэтому компенсация по кредитам не так ценна, как целевое финансирование из Фонда декарбонизации.
В июле Еврокомиссия опубликует закон об углеродной пошлине СВАМ, которые вступит в силу с 2023 года. Нововведение ЕС ударит по украинскому экспорту, который формирует 40% ВВП. У нас осталось два года, чтобы дать промышленности государственные стимулы для экомодернизации. Если этого не сделать, мы рискуем потерять промышленный потенциал, а вместе с ним – надежду на успешное будущее Украины.