Мародерство в Чернобыльской зоне: урок, который невозможно забыть
35 лет со дня трагедии на Чернобыльской АЭС… Но сегодня я бы хотела поговорить о морали, о человеческом облике в трудные для страны и общества времена.
Внимательно взгляните на эти фотографии. Это 1993 год. Одна из первых поездок в Припять, которую организовывали для бывших жителей города.
Представьте, как волнительно и мучительно больно возвращаться после пережитого в родные дворы, где знаком каждый уголок.
А теперь вообразите ужас в глазах этих людей, попавших в свои квартиры спустя 7 лет после катастрофы - внутри не осталось ничего. Всё полностью разворовали, раскурочили, уничтожили мародеры.
Мародерство в Чернобыльской зоне в том или ином виде началось практически с первых дней после аварии, но пик активности припал на зарю независимости.
Из Припяти тащили все, что можно было унести и представляло хотя бы минимальную ценность: бытовую технику, мебель, ковры. Многие из этих вещей представляли грандиозную радиационную опасность. Из города фурами вывозили чугун, сталь, медь и алюминий из различных зданий и сооружений.
Я вспоминаю сообщения из Фукусимы после катастрофы на АЭС 2011 года. Были единичные случаи разграблений банкоматов, но в глобальном смысле мародерства там удалось избежать.
Наших же мародеров никогда не смущал тот факт, что радиоактивные предметы из зоны отчуждения, попадая в неконтролируемый оборот, несут прямую угрозу жизни людей – в первую очередь самим мародерам.
Переплавленные облученные детали продолжают «светить» у кого-то дома, радиоактивной пылью из ворованных вещей где-то продолжают дышать люди.
Катастрофа 26 апреля 1986 года, в ликвидации последствий которой приняли участие 240 тысяч человек, многих ничему так не научила. Некоторые стали еще более жестокими, обозлёнными. И пусть виной тому сначала распад страны, затем голодные 90-тые, сложные 2000-ные, череда экономических кризисов, а затем и война – мы должны – нет мы обязаны – оставаться людьми. В глобальном мире всё взаимосвязано – уже не бывает «чужих» бед, проблем, эпидемий и катастроф – все они имеют отношение к каждому из нас.
Эксперты подсчитали, что в чернобыльской зоне полный распад плутония-239, последнего радиоактивного элемента, произойдёт только к 26 486 году. То есть, для того, чтобы вернуться к нормальному, естественному состоянию, природе понадобится 24 500 лет!
А ведь последствия Чернобыльской катастрофы могли быть еще печальнее...
Давайте сегодня вспомним отважных пожарных, которые первыми вступили в схватку с невидимой угрозой у четвертого энергоблока, сотен тысяч ликвидаторов, которые рискуя своими жизнями, спасли миллионы других.
Все до единого они – Герои.