Успешное ведение боевых действий любой современной армией предусматривает не только наличие боевых подразделений, вооруженных современной техникой с обученными военнослужащими, но и мощный тыл с развитой логистикой. А основой любых военных перевозок является наличие парка грузовых автомобилей разной грузоподъемности.
Аннексия Крыма и начало антитеррористической операции на Донбассе поставило вопрос ребром о составе автомобильного парка. Поначалу казалось, что это не является большой проблемой — достаточно будет снять с длительного хранения тысячи машин, которые по бумагам числились за армией после распада Советского Союза. Однако очень быстро выяснилось, что снимать нечего: самые новые еще в начале 1990-х были распроданы вполне легально на гражданском рынке, а с остальных ушлые прапорщики сняли буквально все, что представляло хоть какую-то ценность.
Поэтому когда началось массовое формирование батальонов территориальной обороны, то вспомнили о такой советской практике, как мобилизация транспорта из народного хозяйства. Понятно, что любой хозяин не спешил отдавать лучшие машины и на фронт потянулись вереницы гражданских КАМАЗов, ЗИЛов и даже ГАЗов с характерными оранжевыми или голубыми кабинами.
Было понятно, что это не решение проблемы и нужна государственная программа переоснащения автомобильного парка. И тут, несмотря на наличие такого гиганта советского автомобилестроения, как Кременчугский автомобильный завод, возникли серьезные проблемы. Уже закупленные в 2014 г. машины отличались низким качеством и большим количеством деталей и агрегатов российского производства, что крайне затрудняло обслуживание.
В итоге было принято решение о разворачивании в стране крупноузловой сборки машин на имеющихся производственных мощностях. С ограниченным выбором моделей — что-то из восточной Европы либо китайское.
В итоге выбор делался из двух вариантов — КрАЗ со своим В12.2МЕХ (версия китайского автомобиля F2000 по лицензии MAN F2000) и «Богдан Моторс» с белорусским МАЗ-6317. После долгих сомнений выбор был сделан в пользу последнего. Считается, что вариант КрАЗа был отвергнут, так как производитель не мог обеспечить необходимого темпа выпуска, так как его мощности были полностью заняты выполнением экспортных заказов.
В марте 2016 года было подписано межправительственное соглашение о сборочном производстве белорусских грузовиков МАЗ-6317 под наименованием «Богдан-6317» в Черкассах, на дочернем предприятии корпорации «Богдан» «Автосборочный завод № 2».
В принципе, сама машина неплоха — модель разработана в конце 1980-х по достаточно жестким техническим условиям Министерства обороны СССР. Его опытные образцы прошли приемочные испытания во всех природно-климатических зонах, по результатам которых автомобиль был рекомендован к принятию на вооружение и даже включен в госзаказ на 1991 г.
После распада СССР в Беларуси было организовано серийное производство — машины пошли на замену отслуживших свой срок автомобилей-вездеходов советского производства типа КрАЗ, КамАЗ и «Урал». Причем кроме белорусской армии они поставлялись в РФ и даже Азербайджан.
Украинский вариант локализации этого грузовика представляет собой машину с китайским двигателем Weichai Power WP10.380E32 вместо российского ЯМЗ-238Д. «Богдан моторс» смог за короткое время набрать довольно-таки внушительный темп производства. Общее количество поставленных машин неизвестно, но, например, в 2016 г. армия получила 120 таких грузовиков, в 2018 г. — более 200.
Появились и модификации. Так, частная фирма НПО «Практика» выпустила ограниченную серию бронированного варианта грузовика под общим названием «Богдан-Козак» с возможностью размещения 23 бойцов с полным вооружением. А на День независимости 2017 г. был представлен специализированный грузовой бронеавтомобиль для перевозки боеприпасов с мультилифтом Hiab Multilift, который предназначен для перевозки боеприпасов, монтажа оборудования, а также может использоваться как эвакуатор поврежденной техники.
Однако с самого начала реализации этого проекта высказывались сомнения в том, что имеет смысл так плотно привязываться в стратегически важных вопросах к Беларуси в силу откровенно пророссийской позиции ее руководства.
В итоге массовая замена грузовиков класса 6х6 была фактически свернута после 2019 г. Закупки у «Богдан-Моторс» были признаны политически неправильными и полностью остановлены. Однако армии грузовики были по-прежнему нужны, и в итоге Министерство обороны стало покупать у гражданских поставщиков невоенные модели МАЗ–631727. Так, летом 2020 г. был куплен 41 перекрашенный под военный гражданский грузовик по завышенным ценам и не соответствующий требованиям военных.
А нынче выбран еще один, условно уже третий путь. На днях появились сообщения о том, что на государственном предприятии «45 экспериментальный механический завод» начата ремоторизация грузовиков ЗиЛ-131 советского производства на немецкие двигатели Deutz BF4M2012C в сборе с механической коробкой переключения передач Eaton ZY05306 FS H5206B LH ZIL. Пока речь идет только о машинах, используемых в качестве шасси для танкоремонтных мастерских ТРМ-80, мастерских техобслуживания МТО-80Д и подвижных ремонтно-зарядных станций ПРЗС-70Д. Однако с большой долей вероятности можно говорить о том, что если опыт эксплуатации будет признан удачным, то процесс пойдет массово.
В любом случае надо понимать, что это только временная мера — усталость металла в советских машинах никто не отменял. Тот есть к вопросу комплексного переоснащения армии на новые грузовые автомобили нам еще придется вернуться, и хотелось бы надеяться — на новом технологическом уровне и с новыми подходами.