Зеленое будущее Украины решится в Глазго
В ноябре 2021 года в Глазго пройдет климатический саммит СОР26. Украина представит на нем Второй национально-определенный вклад в Парижское соглашение (НОВ2). Зафиксированная в нем сверхамбициозная цель снизить к 2030 году выбросы на 65%, по сравнению с 1990 годом, не соответствует реальным возможностям украинской экономики.
В ближайшие годы Украине предстоит преодолеть крупнейшие за всю историю независимости вызовы: найти выход из энергетического кризиса, разработать систему развития отрасли ВИЭ без ущерба для смежных отраслей, создать условия для декарбонизации промышленности, и главное, - синхронизировать зеленые преобразования с экономическим ростом.
На секторальном уровне трансформации требует вся система производства. Например, 94% мощностей отечественной металлургии составляют доменные печи. В ЕС и США, напротив, активно развивается электродуговая выплавка стали, которая производит в 2-3 раза меньше выбросов СО2. В Евросоюзе на таких технологиях работает 41% металлургии, в Соединенных Штатах - 70%.
Эти регионы активно инвестируют средства во внедрение экологических технологий в промышленности. Основной источник инвестиций – бюджетные дотации предприятиям на цели экомодернизации. Кроме того, внедрение зеленых технологий финансируется за счет специальных фондов, в которые поступают средства от импортных пошлин, разного рода торговых ограничений и специальных инструментов, - таких, как европейская углеродная пошлина СВАМ.
Украина не имеет достаточно ресурсов, чтобы совершить зеленый переход. Если честно, мы потеряли слишком много времени из-за недальновидности власти. Теперь же власть требует, чтобы мы достигли европейского уровня за промежуток времени в пять раз короче того, что понадобился нашим европейским партнерам. При этом не предоставляя промышленности никаких финансовых инструментов для того, чтобы совершить этот переход.
Если мы будем честно и добросовестно выполнять все требования ЕС и Парижского соглашения, мы потеряем промышленность - потому что, не выполнив завышенные требования по модернизации, предприятия просто закроются. А вместе с промышленностью мы потеряем значительную часть экспортных поступлений и сотни тысяч рабочих мест.
Этот сценарий означает долгосрочную стагнацию украинской экономики. После этого ни о каком движении в ЕС и речи быть не можем. Украина может превратиться в свалку устаревших промышленных технологий. Именно поэтому наш голос в Глазго должен прозвучать громко.
На правах экономического и политического партнера Евросоюза Украина должна решительно настоять на предоставлении значительных послаблений по СВАМ, пересмотре целей Парижского соглашения и оказании финансовой поддержки для экомодернизации украинской промышленности. Мы будем идти по зелёному курсу и обязательно достигнем целей, которые ставит перед собой мир. Но двигаться к ним мы должны в ритме, который подходит нашей экономике.