16 тысяч больных COVID-19 за сутки — цифра, которая заставляет серьезно задуматься каждого: а насколько я защищен? С медицинской точки зрения, ответ на этот вопрос в наличии так называемых маркеров иммунного ответа. Они появляются после перенесенного заболевания (явного или бессимптомного), либо как результат вакцинации. Но если бы это было так просто — проверь, посчитай количество антител и успокойся. Однако опыт противодействия COVID-19, накопленный за прошлый год, привнес особенности в подходах к классической серологической диагностике (выявлению антител).
Что надо понимать об антителах?
Антитела, или иммуноглобулины — это специфические белки, которые вырабатываются в ответ на вторжение чужеродного агента (вирусов, бактерий и т.д.). Различают:
· по антигену вируса — мишени, с которой связываются;
· по классу, к которому относятся (IgM, IgG, IgA).
Развитие антител дает определенный уровень иммунитета в течение как минимум 6 месяцев
Важно, что серологическое тестирование не заменяет вирусологическое (ПЦР-тестирование) и не должно использоваться для установления наличия или отсутствия острой инфекции SARS-CoV-2. Эти типы тестов не диагностируют текущую инфекцию.
При заболевании организм синтезирует антитела к различным мишеням, но современная серологическая диагностика использует наиболее специфические из них — к нуклеокапсидному (N) и спаечному/шиповидному (S) белкам SARS-CoV-2.
Относительно класса антител — согласно данным исследования, IgM и IgG появляются практически одновременно, а начиная уже с 15-го дня заболевания чувствительность совместных исследований М + G приближается к 100%.
При вакцинации ожидаем антитела к спаечному/шиповидному (S) белку. Почти все вакцины, которые сейчас применяются, сделаны на основе этого антигена, который помогает вирусу проникнуть в клетку. Поэтому определять наличие антител к N-белку для проверки поствакцинального иммунитета бессмысленно. Впрочем, если такие антитела у вас все же есть, это означает, что вы переболели раньше, еще до вакцинации.
Кстати, именно антитела к S-белку считаются нейтрализующими, то есть такими, которые препятствуют не только развитию болезни, но и инфицированию. Они не дают вирусу проникнуть внутрь клетки, нейтрализуя его еще на слизистых оболочках (рот, нос, глаза).
Исследования показывают, что у людей с антителами против SARS-CoV-2 вероятность развития дальнейшей инфекции ниже, чем у людей без таких антител. Развитие антител дает определенный уровень иммунитета в течение как минимум 6 месяцев.
На сегодня неизвестно, какой иммунитет сильнее — после болезни или после вакцинации. Чтобы это узнать требуются дальнейшие эпидемиологические исследования и обследования как тех, кто переболел, так и вакцинированных на наличие и динамику уровня антител.
Как в лаборатории выбрать нужное исследование?
— Если вы переболели, или просто хотите знать есть ли защитные антитела — рекомендую начинать с нейтрализующих антител к S-антигену. По нашим данным, суммарные нейтрализующими М + G оказываются чаще.
— Если антитела к одной мишени негативные, надо повторить исследовании к другой. То есть если нейтрализующие антитела к S-антигену не обнаружены, необходимо сделать тестирование на антитела к нуклеокапсидному (N) антигену.
— Если же вы делали прививки, тогда целесообразно пройти тест, который определяет IgG к белку S (спаечному), не раньше, чем через месяц после введения второй дозы вакцины. Результаты серологических тестов после вакцинации будут отрицательными у лиц, не имевших в анамнезе предыдущей естественной инфекции, если тест не проявлял антитела, индуцированных вакциной.
Согласно последним рекомендациям CDC тестирование на антитела не рекомендуется для оценки необходимости вакцинации у непривитого человека.
Количественное значение результата антител пока не имеет прогностического значения, то есть не говорит о степени иммунной защиты. Как долго антитела против SARS-CoV-2 сохраняются после заражения — это также открытый вопрос, ведь иммунные особенности инфекции еще изучаются. Примерно у 5-10% переболевших пациентов антитела не вырабатываются вовсе. И это вопрос не только низкого иммунного статуса, преобладания клеточных защитных механизмов, но и возможно других диагностических возможностей. Надеюсь, впереди нас ждут новые положительные открытия.