Что может помешать стимулировать создание индустриальных парков в Украине
Для развития экономики, промышленности, экспорта во многих странах применяются такие инстурментарии как индустриальные парки (ИП). Причем они не просто создаются, для них предусматриваются разные стимулы. Т
Во время внеочередного заседания Верховной Рады, вечером 15 апреля, был принят за основу законопроект № 4416-1 о внесении изменений в Закон Украины "Об индустриальных парках", направленных на привлечение инвестиций в промышленный сектор экономики путем внедрения стимулов в индустриальных парках.
Для развития экономики, промышленности, экспорта во многих странах применяются такие инстурментарии как индустриальные парки (ИП). Причем они не просто создаются, для них предусматриваются разные стимулы. Такие парки существуют в Китае, Южной Корее, Польше. В Турции их 415, в Венгрии – 210. Кстати, в Венгрии 30% ВВП формируют именно индустриальные парки.
В Украине закон об ИП принят давно. Но там не было прописано особых стимулов. Соответственно - не было особой заинтересованности для их развития.
У нас зарегистрировано 48 индустриальных парков, а рабочих - всего 7. А вклад их в экономику – мизерный.
Потому и возникла инициатива у нардепов (хоть логичнее было бы, чтобы она исходила от правительства) - принять ряд законопроектов для стимулирования создания ИП. Первый принят сейчас в первом чтении. Еще два, где прописаны таможенные и налоговые стимулы – пока на рассмотрении. Без принятия всех трех, в комплексе, ИП в полную мощность не заработают.
В том законопроекте, что принят 15 апреля, есть ряд существенных стимулов.
Так, предусматривается компенсация 50% затрат подключение и присоединение к электросетям. В Украине это - одна из больных тем при создании новых промышленных предприятий.
Также предусматривается компенсация процентных платежей по кредитам (в зависимости от доли экспорта продукции собственного производства в общем доходе от их хозяйственной деятельности).
Это важно с точки зрения стимулирования экспорта. Чем больше экспорта, тем больше компенсационный процент по кредитам.
И третий стимул - частичная компенсация инвестиций участников ИП в создании производства, осуществленных в течение первых трех лет хозяйственной деятельности в пределах индустриального парка.
Всё это – правильные стимулы.
Но есть опасения касательно перспектив принятия законопроектов в целом. И этого, и тех двух, что еще не проголосованы в первом чтении. И препятствовать этому могут наши международные обязательства перед МВФ, ЕС, а также Всемирной торговой организацией (ВТО).
Так, после принятия законопроекта о локализации в первом чтении, была бурная реакция со стороны ЕС и США. Мол, нельзя отдавать приоритет национальному товаропроизводителю, в частности машиностроению. Это якобы нарушает международные обязательства, взятые на себя Украиной.
Это же может повториться касательно законопроектов о стимулировании создания ИП. Та же ВТО может говорить о нарушении принципов конкуренции. А МВФ, хоть ИП работают во многих странах и показали свою высокую эффективность, вполне вероятно, будет упирать, что предлагаемые стимулы могут привести к увеличению дефицита бюджета.
В общем, реализацию правильной, хорошей идеи могут тормозить международные структуры.