Азовские порты под угрозой российской блокады
Минобороны РФ закрыло Керченский пролив для прохода всех иностранных военных и государственных судов с 24 апреля до 31 октября. Блокирование транзитного сообщения через международный пролив в Азовское море является грубым нарушением международного права на свободу судоходства, которое гарантирует Конвенция ООН.
Введенные Россией ограничения касаются военных кораблей под иностранными флагами и государственных судов: ледоколов, гидрографических судов и буксиров. Запрет пока не коснулся торговых судов.
Перемещение торговых грузов в портах Мариуполя и Бердянска не претерпЕЛО изменений. Тем не менее, такая позиция РФ является грубым вмешательством во внутренние дела Украины. Кто и что делает в нашей прибрежной зоне, решать Украине, а не стране-агрессору.
Российские власти объясняют указанные ограничения якобы военными учениями. На самом деле РФ открыто наращивает военный контингент вблизи украинских границ. Это уже не первое вмешательство России в условия судоходства по Азовскому морю.
Строительство Керченского моста, например, привело к автоматическому ограничению тоннажа судов. Из-за этого Мариупольский порт потерял треть судозаходов, перевалка грузов снизилась на 9,6%, до 5,9 млн т в год. Бердянский порт потерял еще больше - перевалка грузов там упала на 24,4%, до 1,8 млн т в год.
Грузопоток морем через Бердянск и Мариуполь за 6 месяцев 2021 года оценивается в 4,5 млн т. Согласно финплану Мариупольского порта, по итогам этого года общий объем перевалки грузов превысит 7 млн т. Если страна-агрессор заблокирует нашу морскую торговлю через Керченский пролив, украинским экспортерам придется перенаправить все грузы через порты в Черном море.
Последние вряд ли смогут выдержать такую дополнительную нагрузку. Эти порты имеют ограниченную пропускную способность и нуждаются в масштабной модернизации. Чтобы избежать больших потерь, возможно, уже сейчас стоит начать разрабатывать альтернативные маршруты доставки грузов.