Приведу несколько наглядных примеров. По официальным данным, только в первом полугодии 2020 года «Укрэнерго» показала убытки на 18 млрд грн, «Нафтогаз» - 16,9 млрд грн, «Укрзализныця» - 8,8 млрд грн, «Энергоатом» - 2,6 млрд грн, «Энергорынок» - 1,7 млрд грн.
Мировая практика показывает, что одним из лучших способов повысить эффективность работы госпредприятий является их приватизация. Таким образом можно снизить нагрузку на бюджет и повысить налоговые отчисления и количество рабочих мест. К тому же более успешные предприятия будут больше вкладывать в ВВП страны.
В начале 2020-го в список подлежащих приватизации попали более 900 объектов. Для сравнения: в 2008-2018 гг их было 93. Из-за карантинного кризиса процесс приватизации был поставлен на паузу, но сейчас власть решила его разблокировать.
Комитет ВР по экономразвитию поддержал законопроект № 4543, о снятии ограничения на приватизацию крупных объектов. Что дать старт большой приватизации в 2021 году, необходимо положительное голосование парламента и подпись президента. При этом не следует забывать о рисках.
Главные из них - высокий уровень коррупции и отсутствие в Украине верховенства права. Именно поэтому многие стратегические инвесторы обходят нашу страну стороной. Какой смысл вкладывать в самый привлекательный проект, если через несколько лет, например, из-за произвола силовиков можно потерять инвестиции.
Кроме того, нельзя забывать об интересах национальной экономической безопасности. Чтобы не получилось, как в случае с компанией «Мотор Сич». Ее сначала приватизировала, а когда другой инвестор решил ее выкупить, как частную компанию, вспомнили об угрозах потери уникальных технологий. Теперь под вопросом может оказаться будущее отношений с Китаем, который является для Украины стратегически важным торговым партнером.
Большая приватизация – это большие возможности и также большие риски. Действовать нужно исключительно в рамках закона, просчитывая последствия каждого решения для украинской экономики и страны в целом.