О пробелах Нацстратегии-2030 в транспортной отрасли
Правительство утвердило Нацстратегию экономического развития до 2030 года. Хочется похвалить правительство за большую работу, так как документ получился интересным и основательным.
Тем не менее более глубокий анализ некоторых положений Стратегии показывает наличие в ней серьезных пробелов. Так, согласно документу, к 2030 году планируется запустить конкурентный ж/д рынок с тремя перевозчиками. Цель, безусловно, правильная, глядя на действия «Укрзализныци», возникает впечатление, что логистическую часть Стратегии писали без учета позиции компании.
В январе 2021 года Мининфраструктуры анонсировало создание «УЗ Карго», как филиала «УЗ», который будет заниматься грузоперевозок. Это решение давно ожидал рынок, так как оно соответствует стратегической линии реформы – разделить «УЗ» на несколько самостоятельных компаний. Но тут свое слово сказал Набсовет монополиста, запретил правлению какие-либо трансформации.
В то же время профильным министерством форсируется вопрос ограничения срока службы вагонов. Причем предлагаемый вариант решения может привести к их дефициту и росту цен на вагоны и тарифов на перевозки. Бизнес неоднократно критиковал проект приказа Мининфраструктуры, но со стороны чиновников пока не заметно желания идти на уступки грузоотправителям.
Аналогичная ситуация сложилась с пилотным проектом по внедрению частной тяги. Из-за бюрократических проволочек и нежелания «УЗ» потерять монополию, проект скорее всего будет признан неуспешным. То есть, государство недвусмысленно показало потенциальным инвесторам, что не хочет терять монопольное положение на железной дороге.
Согласно Стратегии-2030, в транспортную отрасль хотят привлечь более 30 млрд долл. Но инвесторы будут смотреть на все вышеперечисленные маркеры и вряд ли согласятся вкладывать деньги в сферу, где возможны такие высокие риски и нет предсказуемости в действиях государства.
Добавьте сюда еще высокий уровень коррупции и отсутствие в Украине верховенства, и вы поймете, что привлечь запланированные инвестиции в развитие транспорта вряд ли возможно пока не проведены основные реформы, такие как демонополизация железной дороги.
Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, руководству «УЗ» следует не просить деньги у государства, а начать реформировать компанию. Этого ждет украинский бизнес и инвесторы, которые готовы вкладывать долгосрочные инвестиции в развитие ж/д транспорта.