Германия и Франция передумали. Что будет с Северным потоком-2
В конечном итоге судьба Северного потока-2 будет решена Берлином «с небольшой помощью его друзей», в данном случае — Парижа.
Прошло почти два месяца с тех пор, как к власти пришел президент США Джо Байден, и до сих пор активно обсуждается, какой будет его «обновленная» внешняя политика, особенно в отношении Европы, России и Украины. Вопрос о спорном российско-немецком трубопроводе Северный поток-2 остается в центре внимания.
Несмотря на то, что Байден озабочен огромными проблемами дома и острыми вопросами, связанными с отношениями с Китаем и Ираном, он уже послал несколько убедительных обнадеживающих месседжей в Европу и Украину. Во время первого телефонного разговора с президентом России Владимиром Путиным 26 января он, как сообщается, был дипломатичным, но твердым. Среди вопросов, поднятых Байденом, звучала и агрессия России против Украины.
Американский лидер поделился более широким видением в своем выступлении на Мюнхенской конференции по безопасности 19 февраля, дав ясно понять, что хочет оживить отношения США с их традиционными европейскими союзниками в расширенном партнерстве. Суть в том, что США готовы вернуться к своей роли в нем и надеются, что их европейские союзники ответят тем же.
Украины касались другие жесты поддержки — от подтверждения Байденом поддержки суверенитета и территориальной целостности страны, приуроченного к недавней седьмой годовщине российского захвата Крыма, до объявления о $125 млн военной помощи Украине и введения санкций против коррумпированного украинского олигарха Игоря Коломойского.
Но это все еще ранний этап, и всевозможные эксперты заняты выработкой рекомендаций о том, что администрация Байдена могла бы сделать для наиболее эффективной поддержки Украины. Хотелось бы надеяться, что в Украине произойдет нечто подобное, поскольку это должен быть взаимный процесс. Серьезно обсуждается то, что необходимо сделать в Украине и ее руководству для укрепления доверия и поддержки со стороны Вашингтона и ее западных сторонников в целом.
Несмотря на позитивные признаки, некоторые считают, что существует проблема или, скорее, разочаровывающий элемент и пробел в том, как администрация Байдена справляется с украинским портфолио.
Разве Байден не мог уже позвонить президенту Владимиру Зеленскому? Или пригласить его посетить Вашингтон — то, что президент Дональд Трамп демонстративно не спешил делать?
Но не предполагает ли это, что Украина, безусловно, страна, к которой президент США не был безразличен в прошлом, в настоящее время — на первом месте в его повестке дня. И, как говорят, терпение, а особенно сейчас, это не просто добродетель, а элемент реальной политики.
Пресс-секретарь Зеленского Юлия Мендель заверяет нас, что нет оснований для беспокойства. Байден даже не успел сформировать всю свою администрацию, напоминает нам она. Продолжаются контакты между Украиной и Соединенными Штатами, «состоялся обмен письмами от президентов», и направлено приглашение президенту США посетить с визитом Украину на 30-летие независимости в августе.
Но вcему этому чрезвычайно не хватало настойчивого требования со стороны администрации Байдена свернуть проект Северного потока-2, поскольку он плох не только для Украины, но и для Европы в целом. Почему президент и его команда, открыто выступавшие против этого плана, вдруг замолчали?
Некоторые наблюдатели приходят к выводу, что таким образом Байден не выполнил своего обещания быть с Россией жестче, чем его предшественник, и участвует в некоторых закулисных маневрах с немцами. Тем не менее, как сообщили в Washington Post 26 февраля, «попытка уничтожить проект, когда он на 90% завершен, рискует разорвать отношения с самой могущественной страной Европы, которая должна быть в центре любого демократического альянса по борьбе с автократией».
Но какое бы значение не имела влиятельная роль, которую Байден может и, надеюсь, сыграет, в конечном итоге судьба Северного потока-2 будет решена Берлином «с небольшой помощью его друзей», в данном случае — Парижа. Итак, вместо того, чтобы сваливать всю вину на Байдена, давайте подумаем, с кем он имеет дело.
Плохая новость заключается в том, что, несмотря на заключение Кремлем лидера оппозиции Алексея Навального и подавление правительством протестов в России и Беларуси, канцлер Германии Ангела Меркель по-прежнему придерживается токсичного проекта Северный поток-2. Это делается из коммерческих соображений или противостояние внешнему давлению не только со стороны Вашингтона, но и внутри Европы стало для нее вопросом национальной гордости?
И есть еще плохие новости.
Франция, выступавшая против проекта до начала февраля, изменила свой тон. После видеоконференции с госпожой Меркель, состоявшейся 5 февраля, президент Франции Эммануэль Макрон поменял свою позицию. Более того, он добавил: «Что касается этого проекта, который почти завершен, то не стоит ждать никаких новых заявлений без тесной координации Германии и Франции».
Это выдает определенное высокомерие — предположение, что Франция и Германия знают, что лучше для Европы и по самопровозглашенному праву говорят от ее имени.
Кажется, все сводится к тому, что несмотря на провозглашенное уважение к общим европейским ценностям, демократии, правам человека, независимости, суверенитету, территориальной целостности и безопасности европейских государств, в действительности главную роль играет бизнес и национальные интересы.
Это было проиллюстрировано министром экономики Германии Петером Альтмайером в заметках, опубликованных 7 февраля газетой Bild am Sonntag. Предостерегая от привязки обращения Москвы с Навальным к вопросу о трубопроводе Северный поток-2, он заявил, что «деловые отношения и бизнес-проекты, которые существовали на протяжении десятилетий, — это одно, а серьезные нарушения прав человека и наша реакция на них — совсем другое».
Вместо этого, как мы знаем, министры иностранных дел европейских стран ввели умеренные санкции в отношении четырех российских должностных лиц. Администрация Байдена хотя бы пошла дальше и наложила на семерых российских чиновников и 14 компаний или организаций.
Ставя свои собственные интересы на первое место и не желая рисковать отчуждением путинской России с требуемой твердостью, Берлин и Париж не демонстрируют волю и лидерские качества, которые другие европейские государства и, если уж на то пошло, новая администрация Байдена, должны ожидать от них.
Давайте будем честными, из-за их двойственности по отношению к Кремлю, которая часто воспринимается как едва замаскированное соглашательство, немецкие и французские лидеры сильно подвели Украину на мирных переговорах в формате Нормандской четверки.
Да, они участвуют с 2014 года и предположительно поддерживают Украину. Но на самом деле, их нежелание называть вещи своими именами, относиться к России как к агрессору, делающему конфликт на Донбассе перманентным, и согласие с настойчивостью Москвы отделить от этой темы оккупацию Крыма, привел к тупику в том, что едва ли можно назвать мирным процессом, и просто затянул тлеющий «замороженный» конфликт.
На этой неделе, наконец, появилось несколько более обнадеживающих новостей о том, что «мирный план», подготовленный совместно Берлином, Парижем и Киевом, будет передан Москве. Мы ждем, что это повлечет за собой.
И есть также жалкая, скромная и неэффективная «европейская» реакция на жестокие и широкомасштабные репрессии режима Лукашенко против его героического мирного демократического движения. Очевидно, что и в этом отношении значительное число европейских государств, находящихся в регионе, который Россия до сих пор считает своей вотчиной, таких как страны Балтии, Польша и Чешская Республика, были встревожены отсутствием более твердой реакции со стороны «лидеров» демократической семьи Европы.
Поэтому, ожидая, что администрация Байдена продолжит настаивать на отказе от проекта Северный поток-2, давайте помнить, что это — не источник проблемы. Пора должным образом привлечь Берлин и Париж к ответу и призвать к соответствию провозглашенным ими европейским полномочиям.