Эта история началась в конце 1990-х, когда военные смогли сформулировать технические условия для перспективного бронеавтомобиля для замены парка устаревших морально и физически БРДМ-2 советского производства. Тогда Харьковское конструкторское бюро по машиностроению и выкатило бронеавтомобиль «Дозор-Б».
Однако, как это часто бывает в украинских реалиях, денег у Министерства обороны на тот момент не было, и тогда харьковчане продали лицензию на серийное производство машины польской фирме Mista. Фирма, которая до этого специализировалась только на сельскохозяйственной технике, при поддержке с украинской стороны за два года смогла освоить серийное производство.
При этом польские инженеры внесли ряд довольно серьезных изменений, в частности, поставили более мощный дизельный двигатель Iveco. Планировалось, что машина может пойти на вооружение польской армии, однако в итоге никакого контракта не последовало. Тем не менее Mista смогла продать небольшую партию машин в Сенегал.
В тоже время оккупация Крыма и война на Донбассе весной 2014 года резко активизировали интерес украинских военных к любым отечественным разработкам. В итоге уже осенью того года «Дозор-Б» был выставлен на государственные испытания, по результатам которых конструкцию броневика серьезно доработали. Так, например, был перекомпонован десантный отсек, установлена более мощная лебедка, больше стал и объем топливного бака. Мало того, были внесены изменения, которые значительно повысили общий комфорт как экипажа, так и десанта — например, автоматическая система пожаротушения, предпусковой подогреватель, фильтровентиляционная установка, электроподогрев лобового стекла и боковых зеркал.
Военным машина понравилась, тем более что на тот момент выбирать было не из чего — появилась информация о том, что армия готова заключить контракт на закупку сразу 200 «Дозоров». Однако уже тогда оказалось, что нет конторы, которая была бы заинтересована в продвижении продукта. С горем пополам нашли подрядчика — Львовский бронетанковый завод, где пообещали быстро начать серийное производство.
Но тут появились и проблемы технологического характера, например, немецкая компания Deutz, под двигатель которой проектировалась машина, отказалась его поставлять. Мало того, всплыли проблемы с варкой бронекорпуса и броней для него. Ведь изначально проект был заточен на использование отечественной стали марки «71», но наши сталевары фактически отказались от поставок, и машину пришлось срочно переделывать под польскую сталь марки Armstal 500. Все это потянуло за собой целый шлейф проблем — ведь испытания проводились в одной конфигурации, а в связи с заменой брони основные показатели изменились.
В результате контракт сначала урезали до 50 машин, а на государственные испытания смогли выкатить только пару машин. Полевые испытания выявили почти полсотни недостатков, которые фактически некому было устранять. Результатом компромисса стало изготовление установочной партии из 10 машин, которые были переданы военным в конце марта 2015 года.
Однако после того как машины прошли всего от 100 до 400 км, на днищах двух из них появились сквозные трещины длиной от 40 до 50 см.
Понятно, что ни о какой военной приемке и постановке на вооружение «Дозора-Б» речь уже не шла. Фактически по состоянию на весну 2021 года оставшиеся машины все еще находятся в составе 95-й десантно-штурмовой бригады в статусе «подопытные испытания». Хотя были фото и видео «Дозоров» на Авдеевской промзоне, однако фактически это паркетные машины, что, кстати, и было продемонстрировано на параде на День независимости в 2018 году.
В итоге всей этой эпопеи уже в 2017 году начались опытные испытания военными польской Oncilla, которые закончились тем, что машина была принята на вооружение ВСУ и началась их закупка в рамках Государственного оборонного заказа на 2019 и 2020 годы. Количество закупленных образцов доподлинно неизвестно — по неофициальным данным речь идет про 40 машин.
Нынче, если судить по открытым данным, поставки продолжаются — причем не напрямую, а через фирму «ВК система», которая ранее поставляла для нужд армии медицинский вариант МТЛБ. Так, в декабре 2020 года фирма получила из Польши семь машинокомплектов по цене $317 тыс.
Итак, судьба довольно неплохого проекта бронеавтомобиля, изначально разработанного под требования военных, а не собранного на приспособленном гражданском шасси, как у конкурентов, оказалась печальной. На сегодня, несмотря на бодрые заявления о том, что вот-вот начнется серийное производство «Дозора-Б», реальных перспектив у бронеавтомобиля фактически нет. Однако именно такой машины армии не хватает, особенно в качестве базового шасси для специальных машин — командно-штабной, противотанковой и самоходного миномета.