Европа заинтересована в концессии украинских ж/д вокзалов
Украинские ж/д вокзалы вызвали интерес операторов из Италии и Франции. Европейские компании рассматривают вариант инвестиций через концессию.
Сейчас Министерство инфраструктуры готовит концессионные проекты по 6 вокзалам: Киев, Винница, Николаев, Харьков, Чоп и Днепр. IFC и Всемирный банк рекомендуют делать это с максимальной выгодой и внедрять формулу 1+1. Это значит, что крупнейшие ж/д вокзалы должны передаваться в концессию в связке с меньшим по значимости и размеру вокзалом. Например, концессионер будет обязан вместе со Львовским ж/д вокзалом вписать в проект развитие вокзала в Чопе.
Необходимо отметить, что интерес к концессии ж/д вокзалов проявили также локальные украинские девелоперы. Естественно, возникает вопрос, какие концессионеры нужны Украине: европейские или отечественные. Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется. С одной стороны, можно говорить о приоритетности интересов украинского инвестора. Однако здесь необходимо учитывать особенность нашей страны, а именно высокую степень коррупции. В итоге на передаче вокзалов в частные руки смогут заработать только чиновники, принимающие решения. При этом уровень сервиса останется прежним. Это, скорее, похоже на схемы, а не инвестиции.
С другой стороны, можно говорить о необходимости сотрудничества с ЕС. Это действительно очень важно для развития двусторонних отношений. Сторонники прихода европейцев будут говорить о том, что вместе с ними в украинские ж/д вокзалы придет европейский уровень сервиса и уйдет коррупция. От этого, безусловно, выиграют пассажиры, - основные потребители услуг вокзалов. Но мы должны понимать, что европейские концессионеры могут привести с собой и европейских подрядчиков. Таким образом, украинский бизнес, который может производить аналогичные товары и услуги, может остаться без заказов.
Оба рассмотренных варианта в чистом виде, по моему мнению, проигрышные. Чтобы страна получила максимальную выгоду от концессий ж/д вокзалов, государство должно выступить не в роли арбитра, а в роли демиурга и регулятора. Задачи государства – создавать условия для игроков рынка и регулировать его по понятным и прозрачным правилам. Важно правильно выписать условия концессии, предусмотреть там механизм локализации товаров и услуг, а также жесткие требования к выполнению инвестиционных обязательств.
И очень важно – не допустить коррупции во время конкурсов по выбору концессионеров, ведь это лицо нашей страны, наша инвестиционная привлекательность. Равные условия для всех, простое и прозрачное регулирование рынка – вот главные составляющие будущего успеха концессии ж/д вокзалов.