Москва не собирается выполнять решение Европейского суда по правам человека о его освобожлении, но политической воли относительно исключения РФ из Совета Европы нет. Начало Евросоюзом нового Глобального механизма санкций за нарушение прав человека вроде Акта Магнитского Путина особо не волнует. Он начинает торговлю с новой администрацией США и такие «мелочные» препятствия для него скорее фон. А вот для нас эти санкции меняют немало.
Во-первых, обсуждение санкционной политики уже не будет осуществляться через призму российской агрессии в Украине. Результат - нам будет сложнее продвигать новые санкции против России. Многие страны Евросоюза будут смотреть на общий объем санкций, на который они могут «согласиться», к тому же решение по санкциям в ЕС принимается по принципу наименьшего знаменателя. С другой стороны, появится шанс добавить несколько персональных санкций в рамках этого механизма, но это чисто символическая история. Более того, некоторые из стран ЕС могут попытаться нивелировать «негатив» для себя от новых санкций путем каких-то двусторонних уступок. Несмотря на все разговоры о новом качестве трансатлантической солидарности, США и ЕС будет трудно согласовать мощный и последовательный курс в отношении России.
В Москве это хорошо понимают, неслучайно Путин и Лавров изменили свои роли хорошего и плохого полицейского - теперь «плохим» является Лавров, а Путин наоборот посылает сигналы о партнерстве с Европой.
Путин хорошо понимает, что в случае достижения глобального соглашения между США и Китаем сегодняшняя Россия просто не «идет» в будущей мировой порядок. Он также понимает, что его режим начали пока осторожно тестировать на устойчивость. Время для этого выбрано удачно: в России начался процесс перезагрузки режима, в том числе персонального, российская молодежь все меньше связывает свое видение будущего с Путиным и его режимом. В социальных сетях появляется все больше материалов о личной жизни Путина, чего раньше и представить себе было сложно. Очевидно, что удержание контроля над ситуацией становится критическим для российского режима. Для этого будут применены новые подачки, например, ревизия крайне непопулярной пенсионной реформы и создания вспышек за рубежом, которым можно отвлекать внутреннюю внимание и торговаться с США. Украина и украинцы для этого наиболее приоритетная мишень.
Кремлевские кланы начинают, также пока очень осторожно, играть в свои игры. Кстати, весьма вероятно, что некоторые из этих кланов, так называемых «башен Кремля» начали сливать информацию в отношении Виктора Медведчука, которая была использована во введении санкций. Причины могут быть разные - от контроля за активами в оккупированном Донбассе к желанию сменить тактику и стратегию, в том числе персональную, по Украине. Вывод - относительно нас может играть не только Кремль, но и кремлевские кланы. Мы должны хорошо понимать, в какую игру мы играем, и не позволять играть с нами. Всегда играть в свою игру - жизненно важно для нас, иначе не будем ни субъектом, ни объектом - просто игрушкой в чужих руках.
США ощутимо изменили риторику в отношении России, но очень не хотелось бы, чтобы нас видели только через призму РФ. Мы заслуживаем того, чтобы стать союзником Соединенных Штатов, но для этого нужна история совместного успеха - как в борьбе с российской агрессией, так и в перезагрузке страны.
У нас же наоборот царит «когнитивный диссонанс» - мы последовательно делаем все и даже больше, чтобы разрушить достигнутое ранее. Антикоррупционные институты у нас борются не с коррупцией, а за свое существование, чтобы их не «поставили на ручное управление». Приговор Стерненко является квинтэссенцией отсутствия справедливости и полное фиаско судебной реформы. Деолигархизацию даже и начинать никто не думает, наоборот олигархов можно «приветствовать», что они мощные как никогда. Вакцинация стала предметом шуток и анекдотов.
Этот перечень можно продолжать на нескольких страницах, но здесь он не для критики кого-то или чего-то. В Кремле также хорошо понимают, как расшатывать ситуацию в Украине, шагая к дестабилизации. Там также понимают, что никакая помощь наших партнеров не спасет слабую власть и слабые институты от деструктивных и агрессивных действий РФ. Понимают это и наши друзья.
Кремль не будет отвечать симметрично, то есть только обострением на Донбассе, последние санкции в отношении каналов и активов Виктора Медведчука - ответ будет комплексный и включать все, что есть в российском арсенале - от информационных спецопераций к атакам на объекты военной и критической инфраструктуры и провокаций в различных регионах. Путину особо нечего терять, ему нужны козыри для торговли с Вашингтоном, поднимать ставки ему наоборот выгодно. Отразить этот комплексный ответ можно, но только вместе с нашими друзьями. С новой американской администрацией не нужно заигрывать и нельзя «пропетлять» - нужно строить доверие - она может очень быстро понадобиться.