Позволит ли Вашингтон Киеву сделать шведский истребитель основным в нашей авиации
Итак, на прошлой неделе появилась информация о том, что военные окончательно определились с выбором нового многофункционального самолета — им стал шведский JAS-39 «Грипен». Выбор обоснован сложным наукообразным подходом, подробно описанным в обзоре на «Украинском милитарном портале».
Без сомнения, JAS-39 машина весьма современная — особенно на фоне дряхлых МиГ-29: при взлетной массе в 14000 кг может нести боевую нагрузку весом 5300 кг (управляемые ракеты малой дальности класса «воздух — воздух» Rb74IR или средней с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения Rb99, а также неуправляемое вооружение). Сюда стоит добавить нашлемную систему целеуказания, убирающуюся в воздухе штангу дозаправки, а также импульсно-доплеровскую бортовую РЛС PS-0/5 Ericsson.
При этом в тени остается тот факт, что подобные масштабные проекты во всех странах Восточной Европы являются больше политическими решениями, нежели экономическими или военными. Ведь, как правило, покупка даже 20-40 самолетов — это неподъемные суммы для бюджетов небогатых или небольших стран. Если говорить о том же «Грипене», то 36 истребителей обошлись Бразилии в 2014 г. в $5,4 млрд.
Поэтому, например, в Венгрии и Чехии эти самолеты в лизинге с возможностью последующего выкупа. Но и это недешевое удовольствие — полная стоимость подписанного в 2003 г. Швецией и Венгрией десятилетнего лизингового контракта, предусматривающего поставку 14 самолетов (12 одноместных и двух двухместных), составила 1,09 млрд евро. Еще 187 млн евро стоила подготовка летно-технического состава.
Мало того, в руководящих документах о перевооружении Воздушных Сил прямо записано, что часть средств страна планирует получить в рамках помощи от партнеров из стран НАТО. А вот тут и кроется основная проблема — Европа и США как то не очень стремятся давать нам деньги на перевооружение, а если и дают, то, понятное дело, на своих условиях. В итоге наши моряки могут сколько угодно рассуждать об эффективности того или иного ракетного катера, но если все пойдет по плану, то воевать они будут на британских суднах, больше похожих на яхты, и с норвежскими ракетами.
По всей видимости, такая же история ждет нас и с боевыми самолетами западного производства. Не исключено, что через год-два за дело возьмется Вашингтон, который волевым решением предложит старые добрые F-16. А насколько современной модификации — будет зависеть только от политической ситуации внутри Украины на тот момент. Точно так же американцы поступали много раз — можно вспомнить Польшу, Румынию, Словакию, которые в разное время купили (или подписали соглашения о поставках) на американские кредиты именно такие самолеты.
Поэтому все умные рассуждения от военных с большими погонами, которые работают в профильных институтах, стоит воспринимать как не более чем попытку оправдать свое существование и неплохие по меркам гражданских зарплаты. Ведь очевидно, что при отсутствии финансирования это все не более, чем сотрясание воздуха (общая стоимость программы перехода на JAS-39 Gripen оценена в $6,8 млрд в ценах 2017 г.).
С другой стороны, даже небогатый военный бюджет пилится теми, кто близок к людям, которые делят эти крохи. Иначе сложно назвать, например, присосавшуюся к Министерству оборону «Мотор Сич» с ее вертолетными прожектами. Например, заявлено о том, что за 10 лет Украина потратит на разработку легкого вертолета взлетной массой 4-5 т и комплектующих для вертолетов разных типов 3,9 млрд грн. Вполне очевидно, что за такие деньги разработать новый вертолет просто нереально, то есть готовится очередной распил без внятного результата.
Но нельзя огульно говорить, что буквально все деньги на модернизацию авиационного парка уходят в песок. Есть целый ряд проектов, которые успешно выполняются, и их результаты позволят поддерживать Воздушные Силы в боевом состоянии по крайней мере какое-то время.
Речь идет прежде всего о программе частичной модернизации парка двухдвигательных фронтовых бомбардировщиков Су-24 и их вооружения. Это имеет смысл, так как данные машины за все время службы в Украине имели минимальный налет и поэтому могут оставаться на вооружении гораздо дольше МиГ-29.
Отдельной строкой идет возвращение в строй управляемого вооружения, которого так не хватало во время боев на Донбассе весной и летом 2014 года. Украине после распада СССР досталось достаточно большое количество управляемых ракет и бомб, только ракет класса «воздух — земля» было около двух тысяч (1796 ракет типа Х-25, 132 ракеты типа Х-59М и 69 Х-59). Однако за годы независимости это «добро» было потеряно почти полностью. Только в 2019 году удалось вернуть на вооружение управляемые авиационные ракеты Х-29 и вот в 2021 году руки дошли до противорадиолокационных ракет Х-58У.
Хотя обе ракеты и были приняты на вооружение ВВС СССР в далеком 1980 году и назвать их современными сложно, однако и поныне они имеют достаточно серьезный боевой потенциал. Так, Х-29 может поражать военную технику, оборонные сооружения, а также корабли водоизмещением до 10 тыс. т. А Х-58У — РЛС противника на дальности до 250 км (то есть без захода носителя в зону действия ПВО противника ближнего действия).
А есть еще проект создания корректируемой авиационной бомбы от ГКБ «Луч». Согласно открытым источникам это бомба весом 650 кг с осколочно-фугасной боевой частью оснащена телевизионной головкой самонаведения, обеспечивающей захват целей под носителем и автоматическое наведение в автономном полете с реализацией принципа «сбросил-забыл».