Один из последних ярких примеров того, что у нас принятие на вооружение нового образца носит крайне хаотичный характер и во многом зависит от личности принимающего решение генерала, — попытки заменить в войсках РСЗО БМ-21 «Град» на более современные варианты. Дело в том, что советский «Град» был создан на базе армейского автомобиля высокой проходимости «Урал-375», производство запасных частей для которого осталось в Российской Федерации. Поэтому начиная с нулевых годов планировалось пересадить артиллерийскую часть на отечественное шасси от «АвтоКрАЗа». В итоге в 2008 году на вооружение украинской армии под названием «Бастион-1» был принят вариант на базе КрАЗ-6322. Но хотя в параде в августе 2014 года участвовали три таких машины, в войсках они массово так и не появились.
Были попытки установки пакета от БМ-21 и на другие шасси от КрАЗа — например, на КрАЗ-6322-120-82 или КрАЗ-260. Кстати, последний вариант под названием БМ-21К в 2008 году даже был допущен к государственным испытаниям, но пока они шли, армия отказалась от этой модели как основного армейского грузовика, и дальнейшие работы в этой связи были свернуты, а готовые машины отправлены на хранение.
"Верба"
После 2014 года работы в направлении создания нового варианта «Града» активизировались. Харьковское конструкторское бюро машиностроения продолжило линию «Бастиона» и выкатило БМ-21У «Верба» на базе все того же КрАЗ-6322. Внешне «Верба» отличается от советского «Града» кабиной на пять мест, а также автоматизированной системой прицеливания с навигационным оборудованием, обеспечивающим топологическую привязку и оперативную передачу координат.
Звучала и критика БМ-21У от специалистов — например, указывалось, что серьезным недостатком стоит признать возможность перезарядки исключительно с помощью специальной машины. Между тем БМ-21 «Град» заряжается вручную, что в условиях маневренной войны является более оптимальным вариантом.
Как бы там ни было, но в 2019 году этот вариант был принят на вооружение ВСУ. Казалось бы, на этом история завершена — осталось только развернуть серийное переоборудование (а боевая часть на «Вербе» советского производства) и передавай в войска. Однако это было бы слишком просто.
"Берест"
В 2018 году Шепетовский ремонтный завод, входящий в состав госконцерна «Укроборонпром», выкатил свой вариант обновленного «Града» — БМ-21УМ «Берест» на базе КрАЗ-5401НЕ. При этом основной упор представители завода сделали на том, что им удалось освоить производство боевой части и как результат они смогли увеличить количество направляющих для реактивных снарядов с 40 (как на советском образце) до 50. Не говоря уже о современном оборудовании, которое позволяет расчету осуществлять подготовку к стрельбе и вести огонь, не покидая кабины.
А в 2019 году шепетовцы показали еще один вариант, созданный в сотрудничестве с чешской компанией Excalibur Army — БМ-21МТ. Тут никакими 50-ю стволами не пахнет, по сути изменилась только база — это чешская TATRA T815-7T3R2T с пневматической подвеской. Машина по сравнению с «Берестом» стала легче, однако в целом необходимо отметить, что характеристики не такие уж и выдающиеся.
Новый "гибрид"
Но так как к тому времени армейские генералы уже сделали свой выбор, казалось, это все останется только на уровне инициативных разработок, каких украинские предприятия военной промышленности генерируют немало. Но не тут-то было — в январе 2021 года заместитель министра обороны, который отвечает за принятие на вооружение новых образцов техники, генерал Александр Миронюк, неожиданно заявил, что «Министерство обороны активизирует создание новой системы залпового огня, которая должна прийти на замену «Градам». Причем для этого надо объединить самые эффективные решения из «Береста» и «Вербы».
В его представлении надо взять автоматизацию «Вербы» и огневую мощь «Береста». Но при этом генерал ничего не говорит про шасси. А ведь именно унификация шасси являлась основной причиной для модернизации «Градов» — ведь с теми же боеприпасами эффективность такого оружия площадного действия будет примерно одинаковой. А вот организация нормальной логистики и поставки запасных частей для разнокалиберной автомобильной техники является головной болью армии.
Итак, получается, армия фактически отказывается от уже принятой на вооружение «Вербы», выкидывая в никуда казенные деньги и усилия испытателей, потраченные на государственные испытания. Но самое главное — время, которого у воюющей страны просто нет. Теперь для создания нового «гибрида» этот весь путь в пару лет надо будет проходить заново. И никто не даст гарантии, что с приходом нового министра обороны подходы не поменяются.
Что касается шасси для новой РСЗО, не так давно речь шла о том, что армия уходит от КрАЗ и именно TATRA T815 станет основным шасси ВСУ. По крайней мере, на ее базу собираются пересадить береговой противокорабельный комплекс «Нептун», БМ-27 «Ураган» (проект «Буревій») да и колесные САУ «Дана-М2» будут именно на такой базе. Логично для военных было бы получить и аналог «Града» на этом же шасси, раз уже идет такой процесс. Но зачем тогда было принимать «Вербу» на вооружение в 2019 году?..
На фоне такого разброда и шатаний не стоит забывать, что кроме вопроса «из чего будем стрелять» есть еще один, не менее важный — «чем будем стрелять». 122-мм неуправляемых снарядов для БМ-21 на складах уже осталось критически малое количество, закупки за рубежом не решают проблемы — для «Градов» нужно много боеприпасов. А сообщений о принятии на вооружение и разворачивании серийного производства отечественного снаряда «Тайфун-1» от конструкторского бюро «Южное» пока нет.