Разговоры о том, чтобы создать орган для расследования экономических преступлений вне ведомства МВД и СБУ, велись еще с 2014 года. Направление «денежное», и отобрать такие полномочия у силовых структур было организационно сложно.
Закон вносит кардинальные изменения в существующую систему борьбы с экономическими преступлениями. БЭБ полностью заменит налоговую полицию, а также будет расследовать отдельные преступления, подследственные НАБУ, такие как завладение преимуществом и нецелевое использование государственных средств.
Принятый Закон о БЭБ вносит изменения в Уголовный кодекс. Вводится новая статья «мошенничество с НДС». Дела о взятках, мошенничестве и растрате имущества с использованием служебного положения, - остаются в зоне ответственности других правоохранительных органов и СБУ.
БЭБ не будет заниматься расследованием коррупции, то есть не будет дублировать функции НАБУ, ГБР, САП и СБУ. Это, конечно, позитивный момент, но вот количество антикоррупционных структур в Украине и их низкая эффективность вызывают только разочарование.
Назначать главу БЭБ будет Кабмин по итогам открытого конкурса. С этим могут возникнуть проблемы. Комиссия будет состоять из представителей от СНБО, Кабмина, налогового и правоохранительного комитета ВРУ. Это означает, что конкурсы могут длиться очень долго, как в истории с назначением руководителей ГБР и САП. Очевидно, что эту процедуру проведения конкурса необходимо дорабатывать.
Ряд экспертов опасаются, что создание БЮБ может превратиться в простую «смену вывески». Если большинство из 4 тыс сотрудников Бюро окажутся бывшими сотрудниками налоговой полиции, новый орган никогда не заработает как нужно.
Кроме того, чтобы осуществить трансфер полномочий и дел от налоговой полиции в БЭБ нужно время. Уверен, что налоговая полиция будет всячески его затягивать, организовывая напоследок повторные проверки и расследования против бизнеса.
Ближайшее время и решения власти покажут, во что может превратиться Бюро экономической безопасности: в «перекрашенную» налоговую полицию, которая продолжит «кошмарить» и «крышевать» бизнес или новую правоохранительную структуру, которая сможет исповедовать европейскую философию борьбы с экономическими преступлениями. В ней приоритетным является профилактика преступлений, а не жесткий прессинг бизнеса.