Голосование за этот документ в том виде, в котором он есть, может нанести непоправимый вред целым отраслям экономики. Апологеты скорейшего принятия законопроекта, возможно, хотят таким образом показать свою приверженность европейскому курсу накануне пересмотра Соглашения Украина-ЕС.
Но слепо перенимать европейские практики, тщательно не изучив их, - ошибочный путь. В ЕС экотрансформация промышленности продолжается уже несколько десятилетий и закончится в лучшем случае к 2030 году. При этом правительства стран-членов Евросоюза оказывали предприятиям масштабную финансовую помощь. Законопроект № 4167 дает нашим промышленникам всего 7 лет безо всякой поддержки из бюджета.
Большинство требований к предприятиям, содержащихся в документе, являются невыполнимыми и нереалистичными. Бизнес, скорее всего, станет перед выбором, или остановить производственные мощности или дать взятку чиновникам от экологии, чтобы они «закрыли глаза» на невыполнение невыполнимых требований закона.
Нынешняя редакция законопроекта № 4167 вместо создания в промышленности новых механизмов экомодернизации создает новую коррупционную «кормушку» в системе Минэкологии. Размытые формулировки причин отказа в выдаче интегрированного разрешения на загрязнения дадут чиновникам право решать, какое предприятие будет работать, а какое нет.
Убежден, что ВРУ должна отклонить з/п № 4167. Вместо него необходимо разработать новый законопроект, который учтет все замечания и будет соответствовать обязательствам Украины в рамках Соглашения об ассоциации.
Хорошей базой для разработки нового законопроекта может стать з/п № 4167-1, который сегодня хорошо воспринимается промышленниками и научным сообществом.