"Воля-Д" вместо "Шквала". Почему буксует модернизация украинских БМП
Одной из проблем отечественной военной промышленности является недоведение очень даже неплохих проектов до серийного производства, а также, то, что их количество не переходит в качество. Характерный пример — боевые модули для бронетехники.
На сегодня мировой опыт свидетельствует о том, что самый дешевый и эффективный способ модернизации устаревшей бронетехники для стран с небольшими оборонными бюджетами — оснащение новыми боевыми модулями. Особенно это актуально для Украины, которая располагает достаточно большим парком боевых машин пехоты — БМП-1 и БМП-2.
Однако, несмотря на большое количество разработок, ни одна из них на сегодня не устраивает военных. Рассмотрим очередное предложение — от компании «Новая технология» (дочернее предприятие «Техимпекса»). На днях она представила модель боевого модуля «Воля-Д». Причем сам проект далеко не новый — в прошлом году его предлагали Египту и Уганде в качестве варианта для модернизации парка БМП этих стран.
Интересно, что в отличие от остальных украинских разработок, все составляющие боевого модуля и боекомплект находятся внутри самого модуля над корпусом боевой машины, а рабочее место оператора может находиться в любом месте машины. То есть фактически этот боевой модуль может управляться дистанционно.
Вооружение «Воли-Д» достаточно стандартное: 30-мм пушка ЗТМ-1 с боекомплектом в 320 снарядов, 7,62-мм пулемет ПКТ с 2000 патронами, 20-мм автоматический гранатомет КАБ-117 со 116 гранатами, две пусковые установки для ПТРК «Барьер» (две ракеты на направляющих, еще две готовы к пуску).
Здесь можно вспомнить, как полгода назад военные проводили сравнительные испытания боевых модулей для масштабной программы модернизации парка БМП-1. Тогда СМИ сообщали о том, что на полигоне в Гончаровском лично начальник Генерального штаба Руслан Хомчак наблюдал за работой пяти модулей от разных отечественных производителей: «Парус», «Спис», «Шквал», «Дуплет» (на БМП-2) и «Стилет».
Результаты тех испытаний на сегодня неизвестны, но судя по тому, что в Государственный оборонный заказ не включена модернизация БМП-1, а только капитальный ремонт, то представленные образцы военных в очередной раз не впечатлили. Да и могло ли быть по-другому, ведь они в большинстве своем разработаны 15-20 лет назад на тогдашнем уровне технологических возможностей.
Основное вооружение модуля КБА-105 «Шквал» — 30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1, спаренный пулемет КТ-7,62, автоматический гранатомет АГ-17 и две пусковые установки для ПТУР «Барьер». Остальные модули — это в той или иной степени вариации «Шквала». Так, если на «Дуплете» стоит две ЗТМ-1, то на «Стилете» — ЗТМ-2, а на «Парусе» со «Списом» — вообще КБА-1.
По сути, различаются эти модули только составом оборудования и системой управления огнем (СУО), причем с последней у нас достаточно большие проблемы. Дело в том, в стране фактически нет качественной современной СУО с приличными тепловизорами. Относительно современным в этом плане можно назвать только «Парус», который производится серийно и устанавливается на БТР-3 и БТР-4. Последний вариант для БТР-4МВ1 имеет своем составе прицел ОЭП-ВН производства Изюмского приборостроительного завода, тепловизор и лазерный дальномер.
Отметим также, что из всех украинских боевых модулей более или менее серийно производится только «Шквал» — именно ими были вооружены БМП-1М от Житомирского бронетанкового завода. В начале нулевых были даже планы перевооружения как минимум трех механизированных бригад ВСУ. Причем житомирцы на свои собственные средства модернизировали 45 машин, однако Министерство обороны смогло заплатить только за 12, а остальные 30 пошли на экспорт в Грузию (большая часть была захвачена россиянами в ходе агрессии в 2008-м), а три машины были проданы в Чад.
Итак, несмотря на относительное обилие разработанных образцов боевых модулей, для программы модернизации БМП-1 и БМП-2 до сих пор ничего не выбрано. А программа уже не просто дозрела, но и перезрела. Ведь после потерь в ходе оккупации Крыма и боевых действий на Донбассе Украина была вынуждена не только вернуть в строй все машины, находившиеся на хранении, но и купить большую партию в восточной Европе. Однако этим БМП в лучшем случае 35-40 лет, они построены на технических решениях 1960-х.
Понятно, что оптимальным вариантом была бы разработка новой перспективной БМП, разговоры об этом ведутся по крайней мере последние лет пятнадцать. Однако это дорогое решение, а потому Министерством обороны в обозримом будущем не рассматривается. Чаще звучат высказывания генералов о том, что БМП-1 будет состоять на вооружении еще минимум 20 лет. Но без новых боевых модулей о ее боеспособности в современных условиях можно будет разве что рассказывать грустные истории.