Что будет с речными перевозками в 2021 году
По итогам 2020 года объем речных грузоперевозок по Днепру сократился, по сравнению с 2019 годом, на 4,8%, до 11,2 млн т.
Основная причина – снижение объемов перевозок зерновых на 27,3%. По остальной отраслевой продукции был зафиксирован рост показателей: по металлопродукции на 7%, нефтепродуктам - на 16,4%, стройматериалам - на 12,4%.
За тот же период металлурги снизили объемы транспортировки грузов железнодорожным транспортом на 4%. Эксперты считают, что рост перевозок по воде отражает растущий спрос отрасли на такой способ логистики. Для меткомбинатов важны возможность оперативной обработки грузов и удобное расположение речных портов.
Главный вопрос для речной отрасли – как повлияет на рынок речных перевозок принятый парламентом и подписанный президентом в конце декабря 2020 года закон «О внутреннем водном транспорте». К сожалению, украинский бизнес так и не увидел в Законе перспектив для развития.
Сегодня в Украине существует дефицит речных судов. Однако вместо того, чтобы стимулировать украинские компании инвестировать в судостроительство, создание соответствующей инфраструктуры, и системы национальных перевозчиков, - Закон дает право судам под иностранным флагом обслуживать грузы, в том числе осуществлять каботажные перевозки.
Таким образом, Закон фактически похоронил перспективы отечественных компаний-перевозчиков. А ведь судостроительство является одним из драйверов стимулирования экономики, так как вовлекает в производственный процесс продукцию многих отраслей. Тем не менее на всех этапах принятия Закона власть упорно не хотела слышать бизнес.
Мы имели хороший шанс создать крепкую национальную отрасль экономики. А вместо этого создали рынок, на котором украинским компаниям будет невыгодно конкурировать с иностранными. Гораздо выгоднее будет выйти из-под украинской юрисдикции и ходить под флагами другого государства, а это минус для нашего бюджета.
Уверен, что в Закон необходимо внести изменения, которые защитят интересы отечественных перевозчиков и создадут стимулы для украинских компаний инвестировать в строительство речных судов.