Отечественная военная промышленность создает "супероружие" для беспилотников. Но стоит ли?
На днях завод «Маяк» заявил о создании сразу двух разработок – неуправляемых кумулятивных боеприпасов РКГ-1600 и КЗ-4800 для использования с квадрокоптеров (в том числе, гражданских образцов). Фактически это переделка двух советских образцов: РКГ-1600 создана на основе противотанковой гранаты РКГ-3 (принята на вооружение советской армии в 1950 году), КЗ-4800 — на основе гражданского кумулятивного заряда КЗ-6, который применяется для подрывных работ.
Оба варианта презентуются как средство гарантированного поражения основных боевых танков типа Т-72. Утверждается, что заряд того же КС-4800 может пробивать броню толщиной до 215 мм, железобетонную плиту толщиной до 550 мм, грунт на глубину до 800 мм — причем даже под водой. Внимание также акцентируется на том, что процесс изготовления подобных боеприпасов может быть поставлен на поток с использование 3D печати.
Между тем, подобные боеприпасы успешно разрабатывают «на коленке» сирийские повстанцы – ими, в частности, были поражены несколько самолетов на базе российского оккупационного корпуса в Хмеймиме. В Сирии такой уровень конструкторской мысли можно объяснить нехваткой квалифицированных кадров и отсутствием средств на более современные образцы. В Украине же образцы от «Маяка» — в случае успешных испытаний и принятия на вооружение — наверняка будут поставляться Министерству обороны Украины вовсе не за копейки. Фактически, армии предлагают оружие низкого пошиба, хотя есть куда более эффективные альтернативы.
К примеру, на складах Воздушных Сил Украины наверняка еще есть разовые бомбовые кассеты с боеприпасами небольших калибров разного назначения – от осколочных (АО-1, АО-2,5РТ та ШОАБ-0,5) до зажигательных (ЗАБ-2,5 и ЗАБ-2,5СМ) и кумулятивных (ПТАБ-1М и ПТАБ-2,5). Все, что нужно, – отработать подвеску и систему сброса (одиночную).
При этом в современных армиях нишу ударных беспилотников занимают так называемые барражирующие боеприпасы, они же «дроны-камикадзе». Именно такие аппараты израильского производства активно применялись Азербайджаном в ходе недавней войны в Нагорном Карабахе. Аппаратами типа Hаrop уничтожен, например, довольно современный комплекс борьбы с беспилотниками РЭБ «Репеллент» российского производства, а также минимум три ЗРК «Тор-М2КМ».
Турция также приняла на вооружение (и испытала в том же Карабахе) дрон-камикадзе типа Kargu. Созданный на базе гражданского квадрокоптера, он имеет несколько боевых частей, в том числе осколочную для поражения личного состава противника и других небронированных целей, кумулятивную для атаки на легкобронированную технику, а также термобарическую для поражения целей в замкнутом пространстве.
В Украине также есть образец «дрона-камикадзе», на лицензию для производства которого уже потрачены бюджетные средства. Речь идет о польском Warmate от WB Electronics. Это оригинальная разработка миниатюрного дрона из пластика общей массой 4 кг со складывающимся крылом. БПЛА способен находиться в воздухе около 40 минут. Его «сердцем» является электромотор, что делает полет бесшумным. Для запуска необходим специальный транспортно-пусковой контейнер пневматического типа.
Поляки реализовали принцип модульности, так что фактически существует два варианта дрона: чисто ударный (типа миниатюрной планирующей бомбы) с боевой частью в 700 г и рейдовый – с уменьшенным зарядом (200 г). Отличия также в устанавливаемой фотоаппаратуре: в первом случае это достаточно дешевая цифровая камера, во втором – полноценная камера с ночным тепловизионным каналом, дополненная лазерным дальномером.
Управляет аппаратом оператор с наземной станции управления. Хотя в конструкции, как отмечают специалисты, предусмотрен достаточно примитивный автопилот, позволяющий выполнять простейшие действия – прокладывать маршрут и включать режим барражирования. В числе плюсов также называют наличие специального устройства наведения, в какой-то степени облегчающего прицеливание для оператора. По заявлению производителя, также предусмотрена возможность установки на аппарат головки с лазерным наведением, что позволит в разы увеличить эффективность этого БПЛА (средняя стоимость комплекса в базовом варианте около $12 000).
В начале 2016 года эти аппараты попали в Украину, где базовым предприятием по локализации серийного производства для нужд ВСУ был определен Черниговский завод радиоприборов (ОАО «ЧеЗаРа»). После полугодичных испытаний была куплена лицензия. При этом военные высказали ряд пожеланий, которые реализовали как усилиями производителя, так и украинских инженеров. В частности, была расширена номенклатура боевых частей – в дополнение к оригинальным польским осколочно-фугасным и кумулятивным появились также зажигательные и чисто осколочные.
Был также разработан вариант для установки на бронеавтомобиль «Барс-8» класса 4х4. Однако дальше испытаний на полигоне дело не пошло и в серийное производство Warmate так и не поступил. Вместо этого сегодня наша промышленность предлагает армии довольно сомнительные боеприпасы.