Румыния и Украина – страны Черноморского региона, на которые в последнее время обращает активное внимание Вашингтон. После захвата Крыма и его усиленной милитаризации усилия американского военного ведомства направляются на так называемый южный фланг НАТО – Украина, при определенных условиях, может получить серьезный статус «союзника США вне НАТО».
В 2016 году в Румынии был развернут наземный комплекс Aegis Ashore, который входит в систему американской системы противоракетной обороны (ее элементы также размещаются или будут запущены в ближайшее время в Польше и Японии). Эта современная система включает в себя целую сеть радиолокаторов, пусковые установки с ракетами-перехватчиками и систему управления, способную действовать совместно с корабельными установками Aegis и наземными мобильными системами ПВО (ЗРК Patriot). Aegis Ashore способна отслеживать и сбивать межконтинентальные баллистические, а также крылатые ракеты.
В свое время этот шаг вызвал бурную реакцию со стороны Москвы — пусковые установки этой системы Мk 41 потенциально совместимы с американскими крылатыми ракетами Tomahawk, так что их вполне можно использовать в качестве ударных.
На днях же стало известно, что военно-воздушные силы США разместили беспилотные летательные аппараты MQ-9 Reaper и около 90 военнослужащих обслуживающего персонала на 71-й авиабазе в румынском городе Кымпия-Турзий. Дрон MQ-9 Reaper может достигать скорости более 400 км в час и находиться в воздухе до 24 часов, в зависимости от модификации он несет до четырех ракет «воздух-земля» AGM-114 «Хеллфайр» или бомбы Mark 82 с GPS-наведением.
MQ-9 Reaper уже доказали свою эффективность в Ираке, Сирии и Афганистане. Беспилотники гораздо дешевле самолетов, продолжительность их полета дольше, а управляющие ими операторы находятся в полной безопасности и могут работать посменно в комфортных условиях. Впрочем, ударные БПЛА эффективны только против противника, не имеющего достаточного количества современных средств ПВО.
Поскольку вероятная линия противостояния с Россией очень протяженная, россияне не в состоянии защитить все свои позиции, поэтому сосредоточились на создании определенных защищенных зон — Калининград на Балтийском море, авиабаза Хмеймим в Сирии, Севастополь в оккупированном Крыму и Новороссийск на Черном море. Впрочем, эффективность их новейших зенитно-ракетных комплексов С-400 и войсковой системы «Панцирь» весьма сомнительна. Особенно на фоне того, что американские специалисты после турецкого контракта уже имеют доступ к комплексу С-400, а «Панцири» в Сирии израильские ВВС уничтожают буквально всем, что есть под рукой.
Формально размещение MQ-9 Reaper в Румынии — это временная мера, вызванная развитием ситуации на Южном Кавказе – речь идет прежде всего о войне в Нагорном Карабахе, усилении российского присутствия в оккупированном Крыму и плотной интеграцией Украины в систему обороны Альянса. Однако, скорее всего, американское воздушное присутствие здесь планируется надолго. Так, командующий ВВС США в Европе и Африке Джефф Харригян уже заявил: «Передовое базирование готовых к действиям MQ-9 в этом ключевом стратегическом районе заверит наших союзников и партнеров, что мы можем быстро отреагировать на любую возникающую угрозу, а также продемонстрирует это нашим противникам» .
Одной из задач «румынских» беспилотников станет отработка взаимодействия с украинскими вооруженными силами. Еще в начале декабря 2020 года в результате встречи представителя ВВС США в Европе Кевина ОʼБрайена и исполняющего обязанности командующего воздушного командования «Запад» Воздушных сил Украины генерал-майора Дмитрия Карпенко было достигнуто соглашение о том, что ударные беспилотники MQ-9 Reaper Военно-воздушных сил США испытают на прочность системы противовоздушной обороны, состоящие на вооружении украинской армии. Так, задачи БПЛА — пробить украинский противовоздушный щит на западной границе страны.
Американским специалистам очень интересны возможности украинских комплексов С-300 (которые составляют основу ПВО РФ) по борьбе с беспилотниками такого класса. В ходе таких учений и будут формироваться методические рекомендации для прорыва российской системы ПВО. Для украинских же зенитчиков и штабистов это ценный опыт взаимодействия со структурами НАТО на низовом уровне.
Очевидно, что после усиления американской активности в Румынии и Украине Россия сделает ответный шаг. Уже было объявлено о том, что в оккупированном Крыму уже в этом году начнётся строительство новейшей РЛС «Яхрома», способной на обзор в четырёх диапазонах на 270 градусов. Россияне также надеются, что смогут построить их в Калининградской и Амурской областях, а также Воркуте — приоритеты противоракетной обороны очевидны.
В то же время повышается и роль Украины – не только как плацдарма для осуществления разведывательной деятельности в интересах НАТО, но и как самостоятельного игрока, заинтересованного в деоккупации Крыма, а также неподконтрольных Киеву территорий Донецкой и Луганской областей. В этом ряду стоит, в частности, и принятие на вооружение береговых противокорабельных комплексов «Нептун», и попытки усиления ВМСУ.