Такая оптимизация вызвана, во-первых, необходимостью начать движение в сторону отказа от использования угля до 2070 года, и во-вторых, привести в порядок убыточную и в дальнейшем бесперспективную отрасль.
Однозначно, необходимо идти по пути диверсификации экономики в моногородах, перепрофилированию и созданию альтернативных производственных направлений. Для этого важно определиться с дотациями и порядком закрытия убыточных шахт.
Важно также учесть западный опыт. Например, Великобритания начала процесс трансформации угольной промышленности еще в 80-х. Политика правительства Тэтчер была бескомпромиссной и жесткой. Это привело к голоду среди шахтеров в 1985-м, забастовкам, массовым беспорядкам и арестам. Только в 2015 году власти страны смогли закрыть последнюю угольную шахту.
Не думаю, что мы готовы к таким радикальным подходам. К трансформации угольной отрасли необходимо подходить максимально взвешенно. Ввиду этого, Кабинет Министров принял постановление, которое определяет порядок предоставления государственной помощи угольной промышленности.
Помощь будет направляться для смягчения социально-экономических последствий закрытия угледобывающих предприятий и покрытие затрат на сам процесс закрытия.
Там, где возможно сохранить шахты, господдержка будет направляться на обеспечение доступа к запасам угля, модернизацию угледобывающих предприятий и покрытие текущих расходов. При этом покрывать будут только те расходы, которые касаются угля для производства электроэнергии, кокса и топлива при производстве стали.
Правительство сделало свой ход. Теперь очень важно услышать мнение угледобывающих предприятий и совместно скорректировать политику предоставления государственной помощи. Уверен, будет много различных мнений, но мы должны учесть их, потому что за каждой шахтой стоят судьбы тысяч шахтеров и их семей.