Стратегия развития морпортов: что нужно промышленности
Правительство одобрило обновленную версию Стратегии развития морских портов до 2038 г. По прогнозам, ее реализация даст возможность привлечь в будущем около 50 млрд грн частных инвестиций, а также создать около 4700 рабочих мест.
Новая Стратегия позволит повысить эффективность погрузочных комплексов и качество услуг морских портов Украины. Это даст возможность стивидорным компаниям обрабатывать 209-265 млн тонн грузов.
Для промышленников повышение эффективности работы системы морских портов влияет как на экспорт, так и на каботажное (внутри страны) перемещение материалов и продукции. Внутренние перевозки между украинскими морскими портами за 8 месяцев 2020-го выросли втрое.
Больше всего черных металлов прошло через Мариупольский порт. Объем перевалки каботажной металлопродукции за указанный период составил 305,9 тыс т. Для сравнения: в январе-августе 2019 г этот показатель составлял 3,2 тыс т. Объемы также нарастили Николаевский порт, порт «Пивденний» и порт «Ольвия». Это говорит о том, что у промышленников сформировался устойчивый спрос на развитие украинских морских хабов.
Возвращаясь к Стратегии, стоит отметить, что в документе закрепляются направления для развития морских портов. В частности, планируется внедрить модель управления «порт-лендлорд»: администрации портов смогут предоставлять инвесторам инфраструктуру и землю под строительство терминалов. Инвесторы смогут пользоваться ими, пока не истечет срок действия договора. После этого нужно либо вернуть землю вместе с терминалом, либо продлить договор.
Также в Стратегии предусмотрели оптимизацию убыточных администраций морских портов путем регионального объединения.
Очень важно чтобы Стратегия не осталась лишь хорошими идеями на бумаге. Для того, чтобы наши морские порты стали по-настоящему современными и конкурентоспособными, правительству необходимо активно включиться в работу.