Проблемы Кремля. Как Путин использует нормандский формат
Владимир Путин демонстративно обсуждает «нормандский формат» с западными лидерами.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отметил, что сейчас нет условий для проведения очередного саммита в «нормандском формате». Песков сделал это заявление после телефонного разговора президентов России и Франции. По словам пресс-секретаря Путина, президенты обсуждали «нормандский формат», но об определении даты саммита речи не было.
Примечательно, что Владимир Путин демонстративно обсуждает «нормандский формат» с западными лидерами. В дни годовщины последнего, парижского саммита «нормандской четверки» Путин общался с немецкой канцлером Ангелой Меркель, теперь вот поговорил с Эмманюэлем Макроном. Но среди собеседников Путина нет украинского президента Владимира Зеленского. И это, конечно же, не случайно, — пишет Виталий Портников для Радио.Свобода.
Прежде всего российский президент желает продемонстрировать украинскому коллеге, что не собирается с ним видеться и даже контактировать, пока Киев не согласится с кремлевской «повесткой дня». А эта повестка дня для Донбасса давно известна и ее в очередной раз озвучил Путин на своей итоговой пресс конференции. Это — прямые переговоры с марионеточной властью так называемых «народных республик». А для чего? Совсем не для того, чтобы приблизиться к окончанию войны и к восстановлению территориальной целостности Украины. А для того, чтобы из участников конфликта, из агрессоров перейти в «посредники». И именно для того Путин общается о «нормандском формате» с Меркель и Макроном. «Вы — посредники и я — посредник». Вот как следует расшифровать его сигнал.
Означает ли все это, что в случае, если Зеленский — или любой другой украинский лидер — не пойдет на прямую или скрытую капитуляцию перед Путиным — саммит «нормандской четверки» уже не произойдет? Нет, не означает. Единственная проблема для проведения такого саммита — это нежелание Путина быть среди его участников. Но такое желание может возникнуть, если российский президент решит использовать саммит как возможность решения проблем, не имеющих непосредственного отношения к Донбассу.
Перед переговорами в Париже такие проблемы были. С украинским президентом во время отдельной встречи Путин, как известно, обсуждал энергетические вопросы — после проигрыша «Газпрома» в Международном арбитраже решение этого вопроса стало для российского президента неотложной задачей. Ведь недаром эксперты называют «Газпром» «кошельком Путина».
Своя игра у Путина была и с Макроном. Встреча президентов России и Франции в замке Безансон в августе 2019 накануне саммита «Группы семи» в Биаррице создала впечатление, что французский президент заинтересован в роли посредника в отношениях между Россией и Западом. Путину на тот момент было важно подпитывать эту иллюзию — и «нормандский саммит» создавал для этого определенные возможности.
Можно ли исключать, что такие «дополнительные темы» не будут беспокоить Путина завтра? Даже на тех же направлениях? Энергетическая дуэль между «Газпромом» и «Нафтогазом» продолжается, а ситуация вокруг «Северного потока-2» придает ей особого драматизма. А решение Москвы направить в Центральноафриканскую Республику — традиционную зону заинтересованности Парижа — дополнительные военные силы — демонстрирует, что и с Макроном Путин своей игры не закончил. Ну и с Меркель он может желать увидеться — хотя бы после того, как в Германии доказали возможность отравления российскими спецслужбами оппозиционера Алексея Навального.
Так что «нормандский саммит» может произойти и без всякой капитуляции со стороны Киева. Просто в судьбе оккупированной части Донбасса он ничего не изменит в лучшую сторону.