Ada вместо "Владимира Великого". Во что Турция превратит нашу корветную программу
При реализации проекта может возникнуть стандартная для Украины последних лет ситуация — чем вооружать новую технику?
Понемногу приобретает очертания корветная программа Военно-морских сил Украины. В понедельник, 21 декабря, пресс служба Николаевского завода «Океан» сообщила о том, что предприятие подписало меморандум с Государственным оборонным концерном Турецкой Республики о совместной деятельности по реализации проекта строительства кораблей класса корвет.
Напомним, что это очередной этап программы, которая была начата в октябре этого года во время встречи президентов Украины и Турецкой Республики в Анкаре, после чего 14 декабря был подписан контракт на строительство четырех корветов. Турецкая сторона провела аудит технических возможностей судостроительных предприятий Украины и в итоге остановила свой выбор именно на «Океане».
При этом ранее озвучивались и другие варианты, например, «Нибулон», однако в плюс «Океану» сыграло наличие профессиональных кадров, производственных мощностей и возможности для модернизации. Тут необходимо отметить, что «Океан» пока не имеет опыта строительства боевых судов — за последние годы николаевцами было построено только несколько барж, а также проведен ремонт буксиров и сухогрузов.
Хотя детали соглашения на сегодня широкой общественности неизвестны, но по некоторым данным, строительство корветов будет осуществляться на турецкий кредит по схеме, ранее отработанной в самой Турции. То есть головной корабль будет строиться в Турции с привлечением украинских специалистов, а остальные три — в Николаеве.
При реализации корветной программы речь может идти о кораблях типа Ada. Стоит отметить, что это оптимальный вариант при наших крайне ограниченных финансах (один корабль стоит около $250 млн). Кроме того, не стоит забывать, что турецкая компания уже имеет подобный опыт строительства вне Турции — летом 2018 года они выиграли аналогичный нашему тендер на поставку четырех корветов для пакистанского флота. По условиям тендера, корабли должны быть построены в Пакистане, к слову, последний корабль серии будет проходить уже как фрегат, так как получит дополнительное вооружение.
Корветы типа Ada идеально подходят для условий Черного моря, поскольку, имея водоизмещение 2400 т и длину 99,56 м, предназначены прежде всего для прибрежного патрулирования (время автономного плавания 10 суток) и охраны территориальных вод.
Однако, как видится, при реализации этого проекта может возникнуть стандартная для Украины последних лет ситуация — чем их вооружать?
Оригинальные корветы имеют на борту 76-мм артиллерийскую установку Oto Melara Super Rapid итальянского производства с системой управления огнем, два боевых модуля турецкого производства ASELSAN STAMP с 12,7-мм пулеметом. При этом основным оружием являются 8 противокорабельных ракет «Гарпун», 21 зенитная ракета RAM Block I и два торпедных аппарата для 324-мм торпед Mk.46 (американского производства). На корвете может базироваться вертолет S-70B Seahawk, а также беспилотники.
Пока непонятно, сможет ли Киев получить разрешение от Вашингтона на данное вооружение. При этом очевидно, что отношения Турции и США в ближайшие годы могут быть серьезно омрачены санкциями со стороны американцев по поводу закупки Эрдоганом российских зенитно-ракетных комплексов С-400.
С другой стороны, ни о каком отечественном комплексе вооружений говорить не приходится. Так, единственный за долгие годы реализованный Украиной проект вооружения фрегата Wele Nzas для Гвинеи нес комплекс советского образца: автоматические универсальные артиллерийские установки АК-176, 30-мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630М, а также 140-мм 22-ствольные реактивные системы залпового огня МС-227 комплекса А-22 «Огонь». Причем все это было снято со списанных кораблей ВМСУ и восстановлено. А вот все радиолокационное оборудование было украинского производства — тут вопросов с оснащением возникнуть не должно, тем более если будет установлена турецкая БИУС (боевая информационно-управляющая система).
В тоже время нельзя не сказать, что турецкие кораблестроители накопили достаточный опыт, чтобы адаптировать любые другие системы вооружений для кораблей своего типа. Так, например, с 2022 года (а раньше 2023-го Украина не получит головной корабль) американские противокорабельные «Гарпуны» планируют заменить на турецкие Atmaca, а в пакистанском проекте вообще вместо американских ракет планируют использовать аналогичные HHQ-16 китайского производства. То есть в проекте для Украины также возможны варианты.
На фоне бурной деятельности по реализации турецкого проекта можно говорить о том, что на отечественной программе постройки серии корветов типа «Владимир Великий» можно ставить крест. И тут есть как объективные, так и субъективные причины. Парадоксально, но достройка головного корабля серии, готового на 32%, в сентябре 2019 года оценивалась в 7,7 млрд грн (почти $311 млн), когда турецкий корвет, построенный с нуля, обойдется нашей стране дешевле.
Несмотря на неопределенность с комплексом вооружения, нельзя не отметить, что проект производства турецких корветов может стать толчком для дальнейшего развития нашей кораблестроительной отрасли. Ведь отечественные корабелы по факту получат доступ к новым технологиям, другой (несоветской) культуре производства. Да и на вооружении ВМСУ такие корабли будут прорывом на фоне слабого вооружения флагмана «Гетьман Сагайдачний» и наличия у нас в основном катерного флота.