Почему Восточная Европа перевооружается, а Украина лишь строит планы
Возможно, сравнение того, как перевооружаются страны Восточной Европы и Украина, на первый взгляд покажется некорректным. У наших соседей нет войны, они входят в НАТО и у них намного проще с финансами. Но дело тут не только в НАТО или в финансах.
Наш бюджет строительства дорог на 2021 год сравним с бюджетом Минобороны. Главная проблема — с четким стратегическим видением будущего развития вооруженных сил, которого как не было, так и нет.
Итак, все наши соседи первым делом перевооружили свою пилотируемую авиацию. Как Польша, так и Румыния получили американские универсальные машины F-16 разных модификаций (тут все действительно зависело от толщины кошелька). Венгрия же сделала выбор в пользу шведского Gripen. У нас же даже на уровне теоретических разработок нет понимания выбора конкретной машины: если пару лет назад на разнообразных научно-практических конференциях генералы говорили исключительно о Gripen, то на сегодня командующий ВВС говорит об эскадрильях F-16. А ведь это принципиальный момент, от которого зависят все дальнейшие шаги с нашими партнерами на Западе.
Вторым направлением развития восточноевропейских ВВС стала модернизация парка учебно-боевых машин. Если поляки нашли деньги купить новенькие итальянские Aermacchi M-346, то румыны запустили программу модернизации IAR-99 отечественного производства. У нас же до сих пор нет программы модернизации основной продвинутой учебной машины — L-39 «Альбатрос». Наши машины 1991 года производства или еще более старые, а программа «частичной модернизации», которую проводит Одесский авиаремонтный завод во время капитального ремонта, мягко говоря, не вполне отвечает современным требованиям.
Теперь рассмотрим ситуацию с ПВО. Поляки закупают много чего — от американских ЗРК дальнего действия Patriot до зенитного ракетно-артиллерийского комплекса ближнего радиуса действия PSR-A PILICA отечественного производства. Последний представляет одну из довольно интересных попыток создания средства для борьбы с беспилотниками. Венгрия за $1 млрд покупает зенитно-ракетные системы NASAMS норвежско-американской разработки, а Румыния — те же ЗРК Patriot PAC-3+. У нас же пока все ограничивается постановкой в строй и капитальным ремонтом С-300 советского производства, а программа создания нового ЗРК среднего радиуса действия находится на стадии активного обсуждения военными и конструкторскими конторами, которым по силам его создать.
Что касается боевых вертолетов, то в последние годы Украина сосредоточилась на попытках реанимации парка Ми-24 и создании боевой машины на базе Ми-8. И то, и другое идет с большим скрипом — у Ми-24 хватает комплектующих российского производства, и разворачивание импортозамещения на отечественных предприятиях представляет собой весьма непростую в технологическом плане задачу, а «скрестить» Ми-8 с ПТУР «Барьер-В» пока не получается.
С другой стороны, в мае 2018 г. Украина подписала контракт на покупку 55 вертолетов производства Airbus Helicopters для авиационных подразделений Нацполиции, Госпогранслужбы, ГСЧС и Национальной гвардии. Киев уже получает невооруженные машины трех типов: легкие Н125, Н145 и тяжелые Н225. При этом немаловажным фактором является то, что в рамках контракта в стране вскоре должен заработать центр обслуживания Airbus Helicopters.
Между тем более прагматично поступила Венгрия, которая сделала ставку на машины от концерна Airbus Helicopters. В 2018 г. был подписан контракт на поставку 20-ти легких многоцелевых вертолетов Н145М (на сегодня получено 16-ть) и 16-ти транспортных вертолетов Н225М Caracal (поставка будет начата в 2023 г.). Оба типа машин будут оборудованы многофункциональной системой управления вооружением HForce (версия Tier 2), которая позволяет применять 12,7-мм пулеметы, 20-мм пушки и 70-мм неуправляемые и корректируемые ракеты. Машины могут быть модернизированы до версии Tier 3 и смогут применять противотанковые управляемые ракеты Spike израильского производства.
Или возьмем флот — мы только говорим о некоем меморандуме о постройке фрегатов вместе с турецкими производителями, а Румыния уже вовсю реализует программу модернизации своего флота. Которая включает постройку четырех корветов класса Gowind 2500 на местных верфях с участием французской Naval Group. Все это вместе с созданием центра технического обслуживания и центра подготовки. Контракт подписан в июле 2019 г., а первый корвет румынский флот должен принять в 2022 г. (а все четыре — до 2026 г.). Румынский корабль будет нести противокорабельные ракеты Exocet MM40 Block 3, ЗРК MBDA MICA VL, а также легкий вертолет до 10 т или беспилотник вертолетного типа Camcopter S-100.
Приведенные выше примеры и сравнения говорят о том, что большой проблемой для Украины является эффективное использование даже тех ограниченных финансов, которые выделяются на вооруженные силы.