Карабахский сценарий для Донбасса: почему занервничали в РФ
Российские пропагандисты переживают относительно перспективы новых тактических решений ВСУ.
Достаточно успешная военная операция Азербайджана по освобождения оккупированного Нагорного Карабаха заставила многих, формальных, стратегов заговорить о целесообразности использования азербайджанской тактики в тех или иных регионах, где сохраняется проблематика оккупированных территорий. Например, буквально на днях прошла волна “стратегических решений” в отношении деоккупации Приднестровья, о чем я написал в материале «Карабахский сценарий для Молдовы», в котором поставил все точки над “i” относительно планов военного освобождения данного региона.
В свою очередь, в российских и пророссийских СМИ сейчас происходит буквально кипение в редакциях, выпускающих “на-гора” один материал за другим, посвященные неким планам Украины по деоккупации части Донбасса. И практически каждый автор неизменно упоминает применение турецких ударных БПЛА.
Например, российский журналист Александр Коц на страницах “Комсомольской правды” спрогнозировал наступление ВСУ на Донбассе в 2021 году, и решающую роль в этом “наступлении” должны играть именно турецкие ударные БПЛА. На данном поприще своего “коллегу” поддержал и Семен Пегов, который вместе с Коцем находился в Нагорном Карабахе в период боевых действий и распространял фейки о событиях в регионе.
Собственно, ажиотаж сейчас в так называемой “экспертной” среде РФ стоит нешуточный, и каждый, от Гиркина до Мальцева, считают, что должны высказать свое мнение относительно готовящейся операции ВСУ на Донбассе, о которой в самих ВСУ, в действительности, ни слухом, ни духом.
Напомню, что на прошлой неделе в азербайджанском сегменте Интернета стремительно распространялся фейк о том, что Украина начала наступление на Донбассе. Обычное нарушение режима перемирия, которое регулярно допускается пророссийской стороной, не без помощи российского же сегмента, попытались преподнести как деоккупацию Донбасса. В статье «Наступление ВСУ на Донбассе, или о шаблонном ИПСО в азербайджанском сегменте Интернета» я детально описал, для каких целей был осуществлен данный вброс.
Но если не говорить о фантазиях пропагандистов и откровенных фейках, насколько карабахский сценарий подходит для деоккупации Донбасса?
Отмечу, что с 2014 года, время от времени, но появляются предложения неких стратегов, которые видят перспективу применения той или иной, уже имевшей место в истории, войсковой операции. Например, регулярно вспоминают так называемый “Хорватский сценарий”. И забегая вперед отмечу, что ни “Хорватский сценарий”, ни “Карабахский”, ни какой-либо иной, Украину не устраивает.
Дело в том, что в случае с Хорватией, что в случае с Нагорным Карабахом, успех этих операций был обусловлен проработкой всех моментов операции с учетом условий именно данного региона (рельеф, климат, сезонная специфика, инфраструктура, заселенность и т.д.), потенциала противника, социально-экономического и политического факторов, а также целого комплекса нюансов.
У Украины, в отличие от Хорватии или Нагорного Карабаха, своя специфика, от начала вышеупомянутых категорий и до их конца. Но самой большой спецификой и проблемой в нашей ситуации является то, что оккупированная территория Донбасса имеет многокилометровую сухопутную границу с Россией – страной, имеющей безграничный потенциал по снабжению этих территорий оружием, боеприпасами, техникой и живой силой. А в случае критической ситуации для своего ограниченного контингента на оккупированной территории, Россия не только может оказать ему огневую поддержку, но и, пойдя ва-банк, развернуть полномасштабное наступление под эгидой «миротворческой миссии».
Если кто забыл, то все это было в 2014 году, когда бесконечным потоком из РФ в Украину перебрасывалась техника, оружие и живая сила, а с территории России по украинским войскам наносились ракетные удары.
Конечно, на сегодняшний день украинская армия уже не та, что была в 2014-м, и наш военный потенциал разительно вырос и продолжает расти, по мере принятия в строй новых видов высокотехнологичной техники. И ударные БПЛА Bayraktar TB2 представляют собой один из этих высокотехнологичных элементов, но в условиях Донбасса они будут иметь свою специфику применения. Во многом потому, что оккупированные территории не только имеют довольно плотное насыщение ЗРК малой и средней дальности, а также ПЗРК, но и покрываются аналогичными системами с территории РФ. И вот снова, близость России вносит свои коррективы, ведь в отличие от Нагорного Карабаха, на Донбассе любые потери в технике будут взаимовосполнимы в кротчайшие сроки.
А потому, да, операция в Нагорном Карабахе для ВСУ была полезна для изучения целого комплекса неординарных и свежих решений, но на Донбассе в своем неизменном виде она не применима.
С другой стороны, весьма показательно то, насколько российские пропагандисты переживают относительно перспективы новых тактических решений ВСУ, и эта нервозность отчетливо просматривается в их дерганных памфлетах.