ЕС считает, что компания находится в критическом финансовом состоянии. По итогам 2020 года монополист ожидает получить чистый убыток в размере 12-14 млрд грн. За первое полугодие текущего года убытки «УЗ» составили 8,8 млрд. грн. чистого убытка, в то время как за аналогичный период 2019 года чистая прибыль компании превысила 1 млрд грн.
В Отчете отмечается слабый прогресс Украины в синхронизации законодательства и инфраструктурных стандартов. В частности, до сих пор не принят закон об открытии рынков, о железнодорожном и внутреннем водном транспорте, об опасных грузах и мультимодальных перевозках. Кроме того, отсутствует план действий по реализации Национальной транспортной стратегии и комплексный план действий по инфраструктурным проектам. Последний необходим для синхронизации стандартов ЕС со стандартами работы в Украине.
На сегодня, это ключевая задача власти и нового руководства Укрзализныци – начать наконец полномасштабную реформу железной дороги. Это объективно необходимо, ведь износ основных фондов достиг критического уровня, и необходимо с оточки зрения выполнения международных обязательств. Нельзя забывать, что Соглашение об Ассоциации – это не просто абстрактный документ, от его выполнения зависит финансовая и политическая помощь со стороны ЕС, что критически важно для государства Украина.
Сейчас есть все необходимые ресурсы (есть команда в самой Укрзализныце, настроенная на реформы; есть четкое желание наших европейских партнеров: есть само видение реформ и стратегии реформирования), не хватает только политической власти. Президент, Правительство и Верховная рада должны четко понимать, что больше нет возможностей переносить старт реформ, это нужно делать уже в 2021 году, как и предлагает новый глава Укрзализныци.