Контроль над антикоррупционными органами и частью судебной системы, является одним из основных инструментов внешнего управления.
В Украине западные партнеры действуют очень прямолинейно, привязывая к кредитам создание наблюдательных советов в крупнейших украинских госкомпаниях, состоящих из иностранцев (не забывая при этом о многомиллионных зарплатах и премиях), создание директоратов при министерствах и ведомствах, финансируемых из зарубежных источников, создание и контроль над многочисленными антикоррупционными органами и т.п.
На данный момент, последним островком суверенитета, как это ни странно звучит, остается судебная власть.
Складывается впечатление, что из трех ветвей власти – исполнительной, законодательной, судебной – только судебная власть (несмотря на все свои недостатки) борется за суверенитет страны. Принято ряд судебных решений, признающих главу НАБУ коррупционером (он даже штраф в бюджет оплатил), Конституционный суд признал неконституционным назначение главы НАБУ, а Окружной административный суд Киева не двузначно обязал уволить главу НАБУ.
Естественно, что если мы хотим быть суверенным государством, то необходимо уменьшать влияние иностранных государств на украинскую правоохранительную систему (через антикоррупционные органы) и на судебную систему (через Высший антикоррупционный суд и лоббируемые комиссии с участием иностранцев по назначению судей). Уменьшение роли иностранных государств во внутренней политике даст большую свободу президенту Владимиру Зеленскому в выполнении своих предвыборных обещаний, особенно, что касается экономического развития Украины.
Ведь, как только, украинская власть начинает проводить политику поддержки украинской промышленности (законопроект о локализации в машиностроении), так сразу послы западных стран, под поддакивающее сопровождение грантовых структур, заявляют о недопустимости такой политики, хотя в их странах многие годы применяются именно такие же инструменты. Например, в США еще с 1933 года действует закон под названием покупай американское. Более того, будущий президент США Джо Байден провел свою предвыборную компанию именно под этим лозунгом и пообещал поддержку американской промышленности в сумме $400 млрд.
В целом, под прикрытием принципа верховенства права внешнее вмешательство во внутренние дела происходит во многих странах. И не только в развивающихся странах, как Украина, но и в странах Европейского Союза.
Так, в этом году Еврокомиссия инициировала расследование в отношении Польши из-за реформы судебной системы в этой стране. А в 2018 году Европарламент возбудил штрафную процедуру в отношении Венгрии, предъявив обвинения в неуважении европейских ценностей и нарушении принципов правового государства. А летом 2020 года, Евросоюз и вовсе решил, что при выделении помощи будут он будет оценивать стандарты правового государства.
В ответ на такие действия европейских структур, Польша и Венгрия заблокировали принятие бюджета ЕС на 2021-2027 года, требуя отказа от этого принципа. При этом, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан напрямую обвинил Евросоюз в политическом давлении, заявив, что:
«Вопрос верховенства права в ЕС превратили в политический инструмент давления, и ни одна процедура в ЕС не должна быть привязана к оценке верховенства права, пока нет объективных критериев».
Мы же хотим перенимать опыт европейских стран. Так давайте действовать как Польша и Венгрия, в интересах своей страны, а не внешних игроков, торгуя суверенитетом, причем в кредит.