Иранский капкан Байдена
Д.Трамп стремится на геополитическом поле расставить «мины» для Байдена.
Один из предполагаемых создателей иранской ядерной программы, талантливый физик-ядерщик и менеджер Мохсен Фахризаде-Махабади был убит пятью террористами 27 ноября в окрестностях города Абсард в 50 км от Тегерана.
Примечательно, что даже критичная к Д. Трампу газета «USA Today», усомнилась в целеполагании Вашингтона и Тель-Авива. «Иранский ученый, которому Израиль приписывают организацию ныне несуществующей секретной военной ядерной программы Исламской Республики убит…», отмечает газета.
В том, что за ликвидацией ученого стоит именно Израиль, убеждены и в разведслужбах США. Об этом сообщила «New York Times» со ссылкой на источники в американской разведке. Издание отмечает: «неясно, могли ли США знать об операции заранее, но две страны (Израиль и США) являются ближайшими союзниками и давно обмениваются разведданными в отношении Ирана».
М. Дубовиц, исполнительный директор аналитического центра в Вашингтоне заявил, что это нападение «определенно имеет признаки израильской операции», и отметил, что Фахризаде был в списке целей Израиля в течение многих лет». Допустил он «широкое сотрудничество между ЦРУ и «Моссад» с учетом их «прочных отношений» в прошлом. Подтвердила эту мысль и Трита Парси, соучредитель и исполнительный вице-президент Института ответственного государственного управления Куинси.
Правда, NYT решила не вспоминать, что за неделю до убийства в Тель - Авив прилетал еще госсекретарь США М. Помпео. Официальная версия его визита тогда формулировалась как поддержка трамповской «сделки века». Однако, никто со «свечкой не стоял», и не исключено, что именно тогда была утверждена операция по устранению «иранского Роберта Оппенгеймера».
Более того, известно, что почти сразу после отлета Помпео Нетаньяху побывал с «секретным» визитом в Эр-Рияде, где Иран ненавидят не меньше. Даже западные медиа допускают мысль о том, что в беседах с наследным принцем СА Мухаммедом бен Сальманом Нетаньяху мог обсуждать детали предстоящего убийства. Тем более, что официально Саудовская Аравия визит премьер Израиля не подтвердила.
Подчеркну, что премьер Израиля уже обращался к Д. Байдену с призывом не возвращаться к ядерной сделке с Ираном. Фахризаде – пятый иранский ученый-ядерщик, убитый за последнее десятилетие. В результате серии взрывов и стрельбы, вину за которых Иран также возложил на Израиль, погибли два эксперта в 2010 году, третий – в 2011 году и четвертый – в 2012 году. В Израиле не подтверждали, но и не отрицали свою причастность к этим убийствам.
Как отмечали сами американские эксперты, Д.Трамп стремится на геополитическом поле расставить «мины» для Байдена. Последний уже упомянул в одном из выступлений, что собирается вернуться к выполнению СВПД. Убийство фронт-ученого иранской ядерной программы может существенно затруднить такое возвращение. И тут Израиль решил, что называется, «подставить плечо» своему другу Д. Трампу.
Это несомненно может осложнить любые попытки избранного президента Д. Байдена нормализовать отношения Америки с Ираном после того, как он вступит в должность в январе, отмечает NBC News. «Не исключено, что это целенаправленное убийство было частью усилий, направленных на то, чтобы помешать администрации Байдена возродить дипломатию с (Ираном) и вернуться к ядерному соглашению», - сказал бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт в Twitter.
И, хотя прямых подтверждений тому, что к устранению иранского «отца ядерной бомбы» Белый дом причастен, вспомним, что убийство К. Сулеймани там не посчитали преступлением. Но обращает на себя внимание то, что в пятницу Д.Трамп ретвитнул газетную статью об убийстве Фахризаде вместе с некоторыми комментариями израильского писателя по имени Йоси Меман, который заявил, что смерть Фахризаде «является серьезным психологическим и профессиональным ударом для Ирана».
В связи с этим вспоминается, что уже две недели, по крайней мере, в американской прессе обсуждают оброненную Трампом идею о «возможности ядерного удара по Ирану». 17 ноября газета «The New York Times» подтвердила эту информацию. И некоторые аналитики обсуждают это всерьез. Ибо, во-первых, Д. Трамп считает себя великой личностью, а для таковых характерны «великие дела». Во-вторых, серьезная заваруха с применением ядерного оружия может быть использована Д. Трампом в условиях явного проигрыша на выборах для введения чрезвычайного положения в США. Хотя большинство аналитиков такую возможность исключают.
Тем не менее, как известно, на днях президент отдал команду о направлении авианосной группы во главе с авианосцем «Нимиц» в зону Персидского залива. Американские СМИ относят этот шаг к другому событию: выводу американских контингентов из Ирака и Афганистана. Однако, в Пентагоне таки прорабатывались варианты нанесения ударов по некоторым объектам в Иране, якобы связанным с разработкой ядерного оружия. В частности, город Натанз.
Бывший директор ЦРУ Дж. Бреннан назвал убийство Фахризаде "в высшей степени безрассудным". Предупреждая, что «это грозит смертельным ответом и новым витком регионального конфликта», он призвал Иран «сопротивляться побуждению ответить против предполагаемых виновных».
Руководство Ирана действительно остро отреагировало на данное публичное убийство, оценивая его как факт международного терроризма. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи поклялся отомстить за убийство ведущего ученого, назвав его «выдающимся ученым страны в ядерной и оборонной областях». «Мы обрушимся молнией на убийц мученика», — заявил советник верховного лидера Ирана Хосейн Дехган.
Напомню, что после убийства командующего КСИР Касема Сулеймани Иран произвел ракетную атаку на крупнейшую американскую базу на Ближнем Востоке. Американские ПВО оказались бессильны и иранские ракеты достигли цели. Пока нет никакой информации о том, как и когда Тегеран ответит, по крайней мере, Израилю. Для того, чтобы подготовить чувствительный и впечатляющий ответ необходимо время.
Во-первых, это серьезная и секретная операция против весьма сильного в военном отношении соперника, которого явно поддержит Вашингтон. Во-вторых, наказывать и воспитывать Трампа уже поздно. Скорее всего «ответка» Тегерана намечена на вторую половину января. И то, будет корректироваться в зависимости от того, какой реальной стратегии в отношении Ирана будет придерживаться Д. Байден. Иранско – канадский академик Араш Азизи согласен с этим: «Я думаю, что Иран будет осторожен в своем ответе и дождется новой американской администрации».
Но кто знает, кто знает…