По текущей, 11-й программе сотрудничества с МВФ предусмотрено выделение $5 млрд пятью траншами (см. Таблицу 7 из IMF Country Report No. 20/197 от июня 2020):
- 1-й транш: $2,1 млрд в июне 2020 (получено);
- 2-й транш: $700 млн в сентябре 2020;
- 3-й транш: $700 млн в декабре 2020;
- 4-й транш: $550 млн в мае 2021;
- 5-й транш: $950 млн в октябре 2021.
После утверждения программы Советом директоров МВФ, Украина получила в июне первый транш в сумме $2,1 млрд. Кстати, особенностью 11-й программы является тот факт, что все транши от МВФ идут на финансирование дефицита госбюджета, а не поступают, как обычно, в резервы Нацбанка.
Для получения очередных траншей, украинская власть взяла на себя 9 обязательств (структурные маяки), после выполнения которых МВФ должен перечислять средства в госбюджет Украины.
Так, для получения второго транша в сентябре 2020 в сумме $700 млн Украина должна была выполнить всего один структурный – Нацбанк должен был утвердить до конца июня программу по сокращению проблемных кредитов в государственных банках. Что успешно было сделано. Если подходить чисто формально, то Украина должна была беспроблемно получить 2-й транш.
Для получения третьего транша в декабре 2020, также в сумме $700 млн, Украина должна была выполнить структурные маяки номер 2, 3 и 7, которые также уже выполнены НКРЕКП и правительством.
Другими словами, когда Владимир Зеленский заявляет о том, что Украина выполняет взятые на себя обязательства перед МВФ, он совершенно прав.
Главная загвоздка в получении очередных кредитных траншей – это вопрос по независимости антикоррупционных органов, после решения Конституционного суда. Для решения этого вопроса в парламенте создана рабочая группа.
Что касается проекта госбюджета на 2021 год, я не вижу особых проблем с точки зрения МВФ, потому что главный показатель, который интересует МВФ – дефицит бюджета – находится в пределе, который устраивает МВФ. Так, в проекте госбюджета на 2021 год закладывается дефицит в размере 6% ВВП, а МВФ-ская оценка – 5,3% ВВП.
Кроме этого, разговоры о том, что МВФ требует немедленного аудита коронавирусного фонда – не соответствуют действительности. Так как в структурных маяках результаты аудита этого фонда (п. 9) должны быть представлены только лишь в конце марта 2021 года.