10 действующих мэров победили в первом туре. И это число станет больше после того, когда пройдут все вторые туры.
Есть множество факторов, почему действующие мэры получили преимущество по сравнению со своими конкурентами, даже если у этих конкурентов была поддержка президента Зеленского.
Действующие мэры сегодня победили и побеждают вне зависимости от их партийной принадлежности. От того правые они или левые. Обвиняются в сепаратизме или имеют проукраинскую позицию. Токсична ли их биография или они с идеальной репутацией.
Но есть один фактор кажущийся мне основополагающим. Это не просто украинская тенденция — это тенденция всего нашего времени.
В нашу эпоху, когда роль информации, а значит, и коммуникации, в ходе которой вы получаете эту информацию, в разы возросла, стало всеобщим убеждение, что успех сопутствует лишь тем, кто освоил умение хорошо и грамотно коммуницировать. Тем, кто знает, как быть убедительным для других людей. Быть талантливым и интересным коммуникатором. Тонко чувствовать потребность других в том стиле общения, который от вас ожидают. И этого достаточно.
Но сегодня я наблюдаю первые позывы пересмотреть это утверждение, как непреложную истину. Постепенно люди начинают разбираться в том, что хорошо выстроенная коммуникация как признак хорошего политика, управленца или профессионала — хоть и обязательный элемент этих профессий, однако недостаточный.
Есть большая разница между политиком, умеющим коммуницировать, и политиком, умеющим менять мир.
Да, чтобы изменить мир, нужно тоже владеть инструментами коммуникации. В конце концов, в этом заключается моя профессия — помогать политикам, которые хотят изменить мир, выстроить убедительную коммуникацию с социумом. Но умение быть убедительным — это просто инструмент, который можно использовать и для личной выгоды, обманув избирателей, и для того, чтобы вращать шестерни прогресса.
Если умение строить пространство для жизни — это механизм, работать который заставляют мечты, видение, замыслы, воля и профессионализм политика, то коммуникация — это смазка, помогающая легче крутить шестерни этого механизма.
Времена лозунгов, деклараций и обещаний заканчиваются
Если ты умеешь менять мир, но плохой коммуникатор, этот механизм движется без смазки со скрипом и медленно. А если ты добавишь туда смазку умелой коммуникации, то шестерни воплощения твоих идей и замыслов будут вращаться эффективнее, быстрее и легче.
Но если политик продаёт обществу лишь смазку, без самого механизма, рано или поздно его успех закончится позором обманщика. Рано или поздно никто не захочет покупать просто словесный солидол.
У действующих мэров украинских городов это преимущество, этот механизм был просто по факту их должности. Если ты действующий городской голова, ты можешь наполнить город реальными результатами своей работы, которые можно увидеть и пощупать собственными руками. Ты можешь вовремя отремонтировать и запустить отопление, построить новые дороги и мосты, запустить новые маршруты электротранспорта, навести порядок в парках и на стадионах.
В Украине спрос на новую власть всегда рождает власть предшественников. Советский партократ Кравчук породил спрос на красного директора Кучму. Кучма породил спрос на Ющенко и «бандитам-тюрьмы». Ющенко породил спрос на Януковича, который обещал услышать каждого. Янукович породил Майдан. А Майданом воспользовался Порошенко, обещая жить по-новому. Ложь Порошенко породила спрос на новые лица Зеленского. Некомпетентность и слабость Зеленского породила спрос на компетентность и политическую волю.
А компетентность и политическая воля сегодня живет не на Печерских холмах. Сегодня она в украинских регионах. У мэров городов и у лидеров местного самоуправления. Теперь спрос на тех политиков, которые могут показать результаты своей работы.
И все меньше спрос на тех, кто только декларирует, только критикует, только обещает, только умничает на политических ток-шоу, только наполняет наше пространство — видосиками, роликами, рекламой.
Харизмат «старой гвардии» Ляшко проиграл свои выборы на Черниговщине еще и потому, что заигрался в чистую коммуникацию. Его голый торс и вилы не просто не добавили ему симпатиков, скорее, он даже оскорбил таким образом избирателей. После просмотра этого произведения сельской самодеятельности адекватный гражданин подумал: мы должны голосовать за этого певца с вилами? А где твои результаты за все годы твоего пребывания в политике? Наличка в декларации и особняк, в котором ты живёшь, дорогой автомобиль и охрана? И вот этот клип?
Когда Порошенко задали вопрос: в чем была главная причина проигранных выборов за второй срок президентства? Он ответил: очевидно, у нас недостаточно хорошо была выстроена коммуникация с избирателями. Коммуникация как раз у Петра Алексеевича была одной из самых мощных за всю историю украинских выборов. Такого количества усилий, приложенных его штабом по очернению противников и по предъявлению всех преимуществ самого кандидата, а также проплаченных экспертов, никогда еще не было.
Порошенко провалил не коммуникацию. Он провалил само президентство. Тайный договорняк с Медведчуком стал началом пророссийского и олигархического реванша. Это не возможно было скрыть за патриотическими лозунгами. Он так и не демонтировал украинское теневое государство олигархов. Он его возглавил. И это нельзя скрыть информационной ширмой об армии, томосе, языке и 144 реформах. Обязательно где-то вылезут Семочки или семьи Свинарчуков. Страна не зажила по-новому.
Зеленский не так хитер, как его предшественник, не так артистичен в политической риторике. Но он идет тем же путем. Он быстро учится. Он снова полагает, что его спасет коммуникация, политтехнологи и новый сериал, но уже в формате реалити.
Но никакие актерские способности и умелые упражнения в коммуникации с избирателями не спасут. Ни видео из Феофании, ни Большое строительство, ни даже «народовладдя» на бумажке с пятью вопросами — больше не работают. Времена лозунгов, деклараций, обещаний и видосиков заканчиваются. Начинаются времена спроса на результаты.