Документом вводится интегрированное разрешение на выбросы загрязняющих веществ для предприятий. Кроме того, законопроект определяет основные требования к интегрированному разрешению, перечень видов деятельности, которые требуют получения такого разрешения, процедуру его выдачи, особенности мониторинга выбросов, а также порядок контроля за субъектами хозяйствования, которые получили разрешения. Примечательно, что категорически против одобрения указанного законопроекта выступил украинский бизнес. По мнению предпринимателей, его принятие может иметь негативные последствия для бизнеса и экономики в целом.
Что же не так с № 4167? Во-первых, в документе некорректно выписан термин "выбросы". Согласно определению авторов, под это определение попадают вибрация, тепло, шум. Между тем, это не выбросы, а производственные факторы. Двоякое толкование этого термина может привести в итоге к искажению понимания сути Директивы 2010/75/ЕС, которая касается всех видов загрязнения. Во-вторых, ключевой элемент законопроекта, - выводы о лучших доступных технологиях и методах управления (ЛДТМ), сегодня как таковой отсутствует. Согласно документу, ЛДТМ должно утверждать Минэкологии на основе порядка, утвержденного КМУ. Здесь мы сразу получаем бомбу замедленного действия под инвестпривлекательность Украины. Ведь в таком случае Министерство сможет менять ЛДТМ по своему усмотрению. И вот это самое усмотрение в итоге может стоить бизнесу сотни миллионов долларов потерь. В-третьих, для внедрения в практику интегрированных разрешений, Кабмин должен принять значительно количество подзаконных актов. Шести месяцев, предусмотренных авторами законопроекта, может не хватить. В итоге предприятия, например, энергетики смогут не получить необходимое интегрированное разрешение, из-за чего их работа может быть заблокирована контролирующими органами.
Более оптимальным решением, по мнению украинского бизнеса, является поддержка парламентом законопроекта №4167-1. Документ более точно имплементирует Директиву 2010/75/ЕС, на выполнение которой ориентируется украинская промышленность. Вместе с термином «загрязнение» вводится термин «предельно допустимое загрязнение», что более соответствует украинскому и европейскому законодательству. Законопроект освобождает от необходимости получать интегрированные разрешения те предприятия, деятельность которых не касается утвержденных Еврокомиссией ЛДТМ. Последние же предлагается определять отдельным законом. При этом отмечается, что Закон №4167-1 должен вводится в действие не раньше дня вступления в силу закона о ЛДТМ. И, что очень важно, - на 24 месяца запрещается применять к энергетическим предприятиям отдельные положения Закона. Это очень важно, чтобы предотвратить искусственные остановки предприятий отрасли.
Отдельно стоит отметить, что законопроект №4167-1 предусматривает увеличение до 15 лет сроков отступа (т.е. установления менее жестких нормативов предельно допустимого загрязнения, чем предусмотрено ЛДТМ). В законопроекте № 4167 на это дается всего 7 лет. Хотя у самих европейцев сроки отступа в итоге растянулись на 30 лет. И это еще один ответ на вопрос, стоит ли так слепо копировать европейскую практику без учета украинских реалий. По-хорошему, и 15 лет нам будет мало. К тому же, непонятно где наши предприятия возьмут необходимые на следование нормативам ЛДТМ миллиарды долларов? В ЕС этот вопрос решился за счет господдержки, в нашем бюджете таких средств и близко нет, как нет и понимания необходимости помогать украинской промышленности удержаться на рынке Евросоюза.
Итак, Экологический комитет ВР сделал свой выбор. К сожалению, этот выбор ошибочный, так как не учитывает самого главною – позицию бизнеса, который собираются регулировать депутаты. Похоже, не все сделали правильные выводы их энергетического кризиса, который был создан в Украине из-за неправильных решений чиновников. Теперь задача бизнеса – убедить депутатский корпус не поддерживать законопроект № 4167. Его нужно снять с повестки дня, вернуться к рассмотрению альтернативного №4167-1, доработать его вместе с бизнесом и внести в зал для голосования.